SACRED HOLY WARRIOR FYODOR USHAKOV: ARCHIVAL DOCUMENTS AGAINST LEGENDS

Print PDF

OVCHINNIKOV V.D.

SACRED HOLY WARRIOR FYODOR USHAKOV: ARCHIVAL DOCUMENTS AGAINST LEGENDS

В.Д. ОВЧИННИКОВ

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ВОИН – АДМИРАЛ ФЕДОР УШАКОВ: АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПРОТИВ ЛЕГЕНД

Annotation / Аннотация

Scientific research of Admiral Fyodor Ushakovs life and activity. This research based on trustworthy facts and archival sources, that allowed genealogy ascertain and remove the legends about place and date of birth, others facts of biography the great naval commander, canonized Russian Orthodox Church. In this article value of archival primary sources as bases of opposition to mystification and reception of objective historical knowledge is shown.

Научное исследование жизни и деятельности адмирала Федора Ушакова, на основе достоверных данных и архивных источников, позволившее установить родословие, устранить ходившие легенды о месте и дате рождения, других фактах биографии великого флотоводца, причисленного к лику святых Русской православной церкви. В статье показано значение архивных первоисточников как основы противостояния мистификации и получения объективного исторического знания.

Keywords / Ключевые слова

Sources, archives, genealogy, admiral F.F. Ushakov, archival documents, arms of Ushakov’s family, genealogy, Russian Orthodox Church. Источник, архивы, генеалогия, адмирал Ф.Ф. Ушаков, архивные документы, герб рода Ушаковых, родословие, Русская православная церковь.

В.Д. ОВЧИННИКОВ

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ВОИН – АДМИРАЛ ФЕДОР УШАКОВ: АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПРОТИВ ЛЕГЕНД

Ovchinnikov V.D. Sacred holy warrior Fyodor Ushakov: archival documents against legends

Аннотация / Annotation

Научное исследование жизни и деятельности адмирала Федора Ушакова, на основе достоверных данных и архивных источников, позволившее установить родословие, устранить ходившие легенды о месте и дате рождения, других фактах биографии великого флотоводца, причисленного к лику святых Русской православной церкви. В статье показано значение архивных первоисточников как основы противостояния мистификации и получения объективного исторического знания.

Scientific research of Admiral Fyodor Ushakovs life and activity. This research based on trustworthy facts and archival sources, that allowed genealogy ascertain and remove the legends about place and date of birth, others facts of biography the great naval commander, canonized Russian Orthodox Church. In this article value of archival primary sources as bases of opposition to mystification and reception of objective historical knowledge is shown.

Ключевые слова / Keywords

Источник, архивы, генеалогия, адмирал Ф.Ф. Ушаков, архивные документы, герб рода Ушаковых, родословие, Русская православная церковь. Sources, archives, genealogy, admiral F.F. Ushakov, archival documents, arms of Ushakov’s family, genealogy, Russian Orthodox Church.

ОВЧИННИКОВ Владимир Дмитриевич – ведущий научный сотрудник Института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, кандидат исторических наук, капитан первого ранга запаса, г. Москва, 8-498-602-99-55, 8-905-593-09-75; This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

К изучению жизни и деятельности адмирала Федора Федоровича Ушакова обращались многие известные историки XIX–XX вв. Тем не менее, до последнего времени многие эпизоды из его биографии носили откровенно легендарный характер.

Так в исторической литературе долгое время считалось, что адмирал родился в д. Алексеевка Темниковского уезда Тамбовской губернии . Основателем этой версии стал первый биограф адмирала Р.К. Скаловский . Не имея на то никаких оснований, он указал, что «Федор Федорович Ушаков родился в Темниковском уезде Тамбовской губернии, от несостоятельных родителей, оставивших ему в наследство 19 ревизских душ» . Так с его «легкой руки» Ушакову прочно было приписано тамбовское происхождение. Дата рождения указывалась лишь приблизительно: 1743 , 1744–1745 и даже 1752 гг. Историографический анализ показал, что энциклопедические и справочные издания по этому поводу тоже давали противоречивые сведения .

Первым в 1950-х гг. обратил внимание на данные несоответствия в биографии адмирала Ушакова писатель Георгий Шторм. В Архиве древних актов (ныне РГАДА) им были найдены «Ведомость отставных от воинской службы, жительство имевшим в Ярославской провинции Романовском уезде» за 1764 г., в которых значился и отец будущего адмирала – отставной сержант Лейб-гвардии Преображенского полка Федор Игнатьевич , а также «Скаска недоросля Федора Ушакова», отобранная у него за неделю до принятия в Морской шляхетный кадетский корпус 7 февраля 1761 г., где местом жительства также указывался Романовский уезд .

В конце 1970-х гг., заинтересовавшись личностью Ф.Ф. Ушакова и столкнувшись с данным противоречием, нами была начата исследовательская работа. В 1983 г. в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области удалось найти «Исповедальные ведомости церкви Богоявления-на-Острову Романовского уезда». В них за 1756 г. сохранилась запись о посещении храма 10-летним Федором Ушаковым вместе с отцом Федором Игнатьевичем, матерью Параскевой Никитичной, братьями Степаном и Иваном, сестрой Дарьей, дедом Игнатием Васильевичем и его детьми с семьями . Там же, в областном архиве, обнаружены документы о дворянском роде Ушаковых и была найдена копия завещания адмирала .

Главная находка, положившая конец противоречиям в вопросе о дате и месте рождения адмирала Ушакова, обнаружилась в г. Ростове Великом. Там оказалась метрическая книга церкви Богоявления-на-Острову с записью о рождении Ф.Ф. Ушакова – 13 февраля 1745 г. в сельце Бурнаково . По метрическим книгам, документам Департамента Герольдии и Ярославского дворянского депутатского собрания полностью восстановлена родословная Ушаковых и составлено жизнеописание каждого представителя этого рода.

В 2003 г. мордовские архивисты обнаружили новые документы, также опровергающие «тамбовскую версию» происхождения Ф.Ф. Ушакова. Ими была обнаружена «Купчая на сельцо Алексеевка в Темниковском уезде Тамбовской губернии, проданное А.А. Духовницкой адмиралу Ф.Ф. Ушакову» , датированная 25 июля 1805 г.

К сожалению, на сегодняшний день не выявлено достоверных документов, отражающих объективную картину детских лет жизни и семейного воспитания Федора Ушакова, поэтому этот период его жизни окутан легендами. Ярким примером может служить описанная Д.Н. Бантыш-Каменским сцена охоты юного Федора Ушакова со старостою на медведя. Конечно, предания на пустом месте не рождались, однако объективная информация не всегда их подтверждает. Так, согласно топографическому описанию Романовского уезда за февраль 1761 г., среди зверей, обитающих в лесах Романовского уезда, значились только зайцы (многочисленны), лисы и волки (и то в малом числе), про медведей же ни сказано ничего .

Не находит подтверждения и легенда Ф.Ф. Веселаго об огромной физической силе Ф.Ф. Ушакова, что будто бы он, когда был еще гардемарином, гнул на шее ломы и пальцами сгибал медные монеты . На самом же деле, согласно последним медико-биологическим исследованиям, он был среднего роста, тонкого (грациозного) телосложения со слабым или средним развитием мускулатуры и с детства имел заболевание опорно-двигательного аппарата (частичный асептический некроз головки правой бедренной кости) .

Не подтверждается и версия о том, что отец адмирала был коллежским регистратором. Из документов РГВИА видно, что Федор Игнатьевич 27 июня 1727 г. был определен в воинскую службу Лейб-гвардии Преображенского полка в 9-ю роту мушкетером . 20 февраля 1747 г. уволен от службы с награждением сержантским чином лейб-гвардии , после чего вернулся в родовое имение сельцо Бурнаково и посвятил себя воспитанию детей. Исследование фондов Ярославского госархива, прежде всего, Генерального исторического описания Ярославской губернии (ведомости Ярославского наместничества по городу и уездам: звание чинов и имен дворян и др.) указанного периода позволило нам также уточнить, что в списках чиновничества Романовского уезда он не значился .

В 1940-е гг. в ряде работ была сделана попытка приблизить адмирала к простому народу, говоря о нем, что он «лапотный дворянин». Исследование данного вопроса позволило опровергнуть и эти предположения советских историков.

21 апреля 1785 г. высочайше была объявлена «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». В соответствии с этой Грамотой все дворяне вписывались в Дворянские родословные книги, которые делились на шесть частей: 1-я часть – «действительные дворяне» – имеющие герб и доказательство принадлежности к дворянству за 100 лет; 2-я часть – «военное дворянство» – все обер-офицеры и их потомки; 3-я часть – «восьмиклассное дворянство» – чиновники первых восьми классов Табели о рангах и их потомки; 4-я часть – «иностранные роды» – вступившие в подданство России; 5-я часть – «титулами отмеченные роды» – имевшие наследственные или приобретенные титулы князя, графа или барона; 6-я часть – «древние благородные дворянские роды» – берущие начало в далеком прошлом.

С родословных книг снимались копии, одна из которых хранилась в архиве губернского правления, а другая отсылалась в Герольдию Сената. Для составления и ведения Родословной книги в каждой губернии было создано постоянно действующее учреждение – дворянское депутатское собрание, в которое из каждого уезда на три года избирался один депутат. Председателем собрания являлся губернский предводитель дворянства. Дворяне, по каким-либо причинам не имевшие жалованных грамот на дворянство, начали отыскивать доказательства принадлежности к благородному сословию. Позднее, на основании именных Указов Павла I от 20 января и 27 июля 1797 г., дворянам вменено в обязанность представлять эти доказательства за надлежащим свидетельством, а архивам высочайше повелено помогать им в отыскании доказательств дворянского достоинства, чтобы затем на основании найденных документов составить Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской империи.

Из «Скаски Федора Ушакова» мы знаем, что «... на дворянство предков его герба и на деревни жалованных грамот не имеет, а более о дворянстве своем, в силу Табели о рангах 16 пункта, доказать чем не знает». Поэтому не случайно в начале 1798 г. «Черноморского флота вице-адмирал и Кавалер Федор Федоров сын Ушаков», обратился в Государственную коллегию иностранных дел в московском архиве и, «предъявив поколенную роспись роду своему, изъясняя в оной о происхождении фамилии своей от Косожского Князя Редеги, просил о даче ему как о начальном происхождении от рода Редеги, так и о службах предков ево … выписи за надлежащим свидетельством» .

Выписка была датирована 12 июля 1798 г., то есть за месяц до отбытия Ф.Ф. Ушакова в знаменитую Средиземноморскую экспедицию. На основании полученной выписки в апреле 1804 г. адмирал Ф.Ф. Ушаков, предъявив герб, обратился к Александру I с прошением о внесении герба рода Ушаковых в Общий Гербовник. В прошении он указывал: «...из рода моего Ушаковых многие служили всероссийскому престолу службы в разных чинах и жалованы от государей вотчинами... прадед Василий Дмитриев сын Ушаков писаны по разряду в дворянских списках, и за сим последним значились поместья в романовском уезде в сельце Бурнакове с деревнями. Дед мой Игнатий Васильев сын Ушаков также показан в разрядных списках, и как он, так и отец мой Федор Игнатьев сын Ушаков владели, а ныне и я владею наследственно помянутым предков моих недвижимым имением. О таковом дворянском моем происхождении доказано уже было в Герольдии в 1759 году, когда я от отца моего представлен к первому смотру недорослем, потом, вступя в службу Вашего Императорского Величества и безвременно оную продолжая с отличностями России Отечеству моему известными, достиг чина адмирала и других монарших милостей удостоен. Но как герб дворян дворянского моего рода Ушаковых не внесен в Гербовник, то представляя у сего справки разрядного архива и коллегии иностранных дел как мне, так и однородцу моему Василию Ушакову данныя, также родословную и герб за подписанием знатнейшего дворянства... всеподданнейше прошу. Дабы высочайшим вашего Императорского величества Указом повелено было сие мое прошение с доказательствами в Герольдии принять и герб рода моего Ушаковых с изъяснением происхождения от Князя Косуйския орды Редеги внесть в Гербовник» .

Из представленной родословной видно, что род Ушаковых был на Руси не из последних. Впоследствии он обеднел, и уже прадеды адмирала считались происходящими «не от славных боляр», то есть от небогатых и малоземельных дворян. Однако, ни о каком равенстве в социальном положении с простолюдинами не могло быть и речи.

В июне 1807 г. Федору Федоровичу по его просьбе из Герольдии в Москве была выдана копия родового герба, внесенного в VIII часть высочайше утвержденного Гербовника.

Герб рода Ушаковых представлял из себя щит, по сторонам которого поставлены два воина, державшие в руках по копью. «В щите, имеющем горностаевую вершину, изображена Княжеская шапка; в нижней пространной части, в голубом и золотом полях, находится дерево дуб (символ крепости и силы) о двух кронах, сквозь которые видны проходящие в левую сторону две серебряные стрелы. Щит увенчан дворянским шлемом и короною; Намет на щите золотой, подложенный голубым».

Немало сил и времени положил адмирал Ушаков на то, чтобы получить жалованную грамоту на дворянство и утвердить герб своего рода. Но после этого возникли трудности другого рода. Ярославское дворянское депутатское собрание долго не могло решить, к какой части – 4-й или 6-й отнести род Ушаковых?

В Российском государственном архиве ВМФ нам удалось найти копию с определения Ярославского дворянского депутатского собрания, из которой следовало, что 17 марта 1815 г. состоялось его заседание, на котором «слушали прошение Г. Адмирала и Кавалера Федора Федоровича Ушакова, при коем приставил в доказательство дворянства своего засвидетельствованные копии в Темниковском уездном суде герба и родословной, выданных ему из Герольдии с описанием о происхождении сего рода, так и дополнение родословной его происходящих из онаго рода с показанием, кто где служит, просит собрание внесть его с родом в дворянскую родословную книгу Ярославской губернии.

… предки за службы Российскому Престолу в разных чинах жалованы были от Государей поместьями, и знаками почестей, и Монарших милостей, что самое значится с 1622-го года, равно и самой проситель, находясь в службе, оказал знатныя услуги; а Высочайшей грамоты в статьях напечатано «80» в четвертую часть родословной книги внесут все иностранные роды по алфавиту…

Разсуждено: как из доказательств Г. Ушакова видно, что предки его происходят от Касуйския Князя Редеги, то на основании 80-й статьи Высочайшей грамоты просителя Ушакова и род его внесть в четвертую часть родословной книги и дать грамоту» .

Однако, при выдаче адмиралу копии с герба в 1807 г., ссылаясь на определение Ярославского дворянского депутатского собрания, он сам и его родственники: Степан, Иван, Алексей, Николай, Федор и Петр были отнесены в шестую часть Ярославской дворянской родословной книги . Данное противоречие еще нуждается в своем разрешении.

Не обошлось без легенд и в боевой биографии адмирала. В отечественной литературе утвердилось мнение, что перевод Ушакова на Балтику в 1802 г. для командования гребным флотом, явился, якобы, следствием его опалы, за самовольное создание республики на Ионических островах. На самом деле никакой опалы как таковой не было и объективно быть не могло.

Из документов Архива внешней политики Российской империи видно, что на создание там республики ему официально были даны полномочия. Так, Павел I в рескрипте В.С. Томаре от 27 апреля 1799 г. сообщал: «Нам ощутительно, что министерству турецкому, столь мало сведущему, трудно или, прямо говоря, невозможно самому установить ничего порядочного, и для того считаем, что всего лучше было бы, как Вы о том писали к адмиралу Ушакову, чтоб он окружился сведениями людей благонамеренных и просвещенных, в немалом числе на островах тех существующих, и учредил в них правление, не отлагая времени, когда флот Наш еще всякую меру подкрепить может» .

А после учреждения нового правления деятельность адмирала нашла одобрение императора. В рескрипте Павла I к В.С. Томаре от 15 июля 1799 г. по этому поводу говорилось: «Из рапортов адмирала Ушакова и донесений ваших уведомилися Мы о распоряжениях, учиненных на островах бывших Венецианских, касательно установления на оных правления, новому положению их соответствующих. Находя меры упомянутым адмиралом в Корфу принятые и представленные вами Порте, согласующимися с предположениями Нашими, Мы оные одобряем» .

Причины перевода на Балтику надо искать в другом – в военно-политической обстановке и во взглядах самого императора на перспективы развития армии и флота.

Во время победоносного шествия наполеоновских войск по Европе основная ставка делалась на армию. Флот же в этих условиях, как «маловажный» атрибут государства, был значительно ограничен в решении военно-политических задач и отдан на откуп чиновникам и иностранцам, причем не лучшим их представителям, которые начали вершить судьбу флота по своему усмотрению. При дворе возобладало мнение о ненужности большого флота для «сухопутной» России. Боевые адмиралы, в том числе и Ф.Ф. Ушаков, были поставлены на вторые роли, или вовсе оттеснены в сторону, а некогда могучий российский флот стал приходить в упадок.

Указанные нестыковки и противоречия как в биографии флотоводца, так и оценках его боевой деятельности породили определенные трудности в процессе канонизации Федора Ушакова. Принятие этого решения было непростым.

С самого начала казалось весьма странной даже сама постановка вопроса. По этому поводу было много сомнений и у мирян, и у священнослужителей. Федор Федорович всегда ассоциировался в обществе, в том числе и у служителей Церкви, как выдающийся флотоводец, поэтому закономерно возник вопрос: «А в чем же его святость»? В связи с этим, к вопросу о канонизации воина Феодора Ушакова Комиссия приступала несколько раз и несколько раз откладывала его рассмотрение, дабы сделать паузу, и еще раз убедиться в правомерности самой постановки столь необычного вопроса.

Впервые идею канонизации Ф.Ф. Ушакова в 1995 году высказал председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев. Идея была одобрена иерархами Церкви, но тогда, по указанным выше причинам, не получила своего развития. Немногим позднее стараниями архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия и братии Санаксарского монастыря вопрос о канонизации адмирала был вновь поднят. Инициативу Саранской епархии поддержали и военные историки, в том числе и автор настоящей статьи, которые на всех этапах подготовки подлинными архивными документами и результатами своих исследований подкрепляли те или иные положения.

Одним из наиболее ответственных и волнующих моментов явилось обретение мощей святого праведника, проводимое по благословению архиепископа Варсонофия монастырской братией в тесном сотрудничестве с одним из ведущих ученых в области идентификации личности профессором В.Н. Звягиным.

Место погребения адмирала было точно известно, т.к. в 1944 г. по решению наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова специальной комиссией под руководством антрополога М.М. Герасимова уже проводилась эксгумация. Тогда, по объективным данным, было установлено, что там действительно похоронен адмирал Ушаков. Исследованы останки, составлен акт вскрытия .

Однако исследования Звягина выявили ряд неточностей и даже ошибок в реконструкции облика адмирала, выполненной Герасимовым. Особенно их было много в описании размеров черепа (честной главы). На основании заключения отдела идентификации личности Центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ можно утверждать, что антропологическая реконструкция облика Ф.Ф. Ушакова, выполненная М.М. Герасимовым, оказалась неверной. И, напротив, оно показало, что дошедший до нас живописный портрет адмирала Ушакова является прижизненным, написанным примерно в 1804—1810 гг.

В результате, в ходе длительного и скрупулезного исследования, сопоставления фактов и архивных документов при рассмотрении вопроса в целом, члены Комиссии пришли к единодушному мнению, что Федор Федорович Ушаков является не просто наиболее почитаемым российским флотоводцем своей праведной земной жизнью он явил миру ярчайший образец верного служения Церкви Христовой, Отечеству и своему народу как на поле брани, так и на ниве благотворительности и милосердия.

В 2001 г. адмирал Федор Федорович Ушаков был прославлен в лике праведных местночтимых святых Саранской епархии, а в 2004 г. решением Архиерейского собора Русской православной церкви праведный воин Феодор (адмирал Федор Федорович Ушаков) был причислен к лику общецерковных святых и включен в Месяцеслов (память 23 июля / 5 августа и 2 / 15 октября). Впервые в истории Русской православной церкви, да и всего христианства, был канонизирован воин-моряк.

Обобщенные игуменом Венедиктом (Кулешовым) наиболее известные работы отечественных историков, архивистов, антропологов, дополненные собственными архивными изысканиями, легли в основу обширного жития угодника Божия .

Подытоживая описанное, хочется заключить, что создание легенд есть прямое следствие недостаточной изученности жизни и деятельности той или иной личности, и главным аргументом в поисках истины могут служить только архивные документы. Споры о реальном и вымышленном в биографии адмирала Ф.Ф. Ушакова – яркое тому подтверждение.

You can read completely article in the russian historic-archival magazine “The Herald of an Archivist”. Read more about terms of subscription here.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.