TSAR’S GRANDDAUGHTER - DUCHESS IRINA ALEXANDROVNA

Print PDF

DOLGOVA S.R.

TSAR’S GRANDDAUGHTER - DUCHESS IRINA ALEXANDROVNA

С.Р. ДОЛГОВА

ЦАРСКАЯ ВНУЧКА - КНЯГИНЯ ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ЮСУПОВА

Annotation / Аннотация

The article is devoted to Princess Irina Alexandrovna. She was one of mysterious and insufficiently known person of the House of Romanov. Granddaughter of Alexander III and niece of Nicholas II was born in family of Grand Duchess Xenia Alexandrovna and Grand Duke Alexander Mihailovich. In 1914 she was married an Felix Yusupov. He was one of richest young man in Russia. His family was very close to Grand Duchess Elizabeth Feodorovna and they tried to convince Empress Alexandra Feodorovna that Rasputin influence is fatal. Doubtless, Irina Alexandrovna share they ideas. She was a lure on which pecked Rasputin. He was killed in house on the Moyka River.

Статья посвящена Ирине Александровне Юсуповой - одна из таинственных и малоизученных личностей семьи Романовых. Именно ей принадлежит значительная роль в освобождении России от злого гения Распутина. Внучка Александра III и племянница Николая II родилась в семье его младшей сестры великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича. 22 февраля 1914 г. Ирина вышла замуж за одного из богатейших женихов России Феликса Юсупова. Его семья была очень близка с великой княгиней Елизаветой Федоровной, и все вместе они пытались убедить императрицу Александру Федоровну в пагубности влияния на нее старца. Несомненно, их взгляды разделяла и Ирина, которая послужила приманкой для посещения Распутиным дома на Мойке, завершившегося его убийством.

Keywords / Ключевые слова

The House of Romanov, Yusupov family, Duchess Irina Alexandrovna, Grigori Rasputin. Романовы, Юсуповы, княгиня Ирина Александровна Юсупова, Г. Распутин.

Два с половиной столетия на изломе набережной реки Мойки стоит великолепный дворец князей Юсуповых. Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков–Эльстон – один из последних владельцев Юсуповского дворца. В его лице древний род Юсуповых породнился с императорской фамилией; невеста Феликса - княжна Ирина Александровна была внучкой императора Александра III и племянницей последнего императора Николая II.

Отец Ирины, великий князь Александр Михайлович (1886 – 1933) – 4-й сын великого князя Михаила Николаевича, был другом детства императора Николая II. Он по своему желанию поступил в Морское училище и всю жизнь был убежденным и страстным моряком. В 1886–1891 гг. князь Александр Михайлович совершал кругосветное путешествие на корвете «Рында»; побывав в 1890–1891 гг. в Индии, он описал свое пребывание в этой стране в книге «23000 миль на яхте «Тамара». В 1893 г. он совершил плавание в Северную Америку на фрегате «Дмитрий Донской».

В феврале 1905 г. князь был назначен начальником отряда минных крейсеров (Балтийское море); в 1905–1909 гг. младшим флагманом Балтийского флота. Под его руководством был выработан порядок построения судов, начата реконструкция портов, улучшено образование моряков торгового флота. Александр Михайлович активно содействовал развитию авиации в России. Во время Первой мировой войны, он был командующим авиацией фронта. С 1916 г. – полковой генерал-инспектор военно-воздушного флота.

Мать Ирины, младшая сестра императора Николая II, великая княгиня Ксения Александровна, своим замужеством с Александром Михайловичем покончила с традицией, обязывающей членов царствующего дома вступать в брак с иностранцами королевской крови (в дальнейшем ее примеру последовала старшая дочь Ирина). Родители Ирины были близки с императорской семьей. «Едва ли можно было найти две другие пары молодоженов, - свидетельствовал князь Александр Михайлович, которые были более близки друг к другу, чем мы четверо. Вначале мы занимали смежные апартаменты в Аничковом дворце, так как хотели быть ближе к вдовствующей императрице Марии. Потом мы переехали в Зимний дворец… весной мы жили в Гатчине, летом в Петергофе… Когда в 1895 г. родилась моя дочь Ирина, Ники (император Николай II) и Алекс (императрица Александра Федоровна) делили со мной мою радость и проводили часами время у постели Ксении, восхищая красотой будущей княгини Юсуповой» .

Ирина родилась недалеко от Петергофа в имении Ферма, и этому событию посвящены многие страницы в Дневниках императора Николая II: «13 июня 1895 г. вторник. Пили чай у Ксении и Сандро (так звали князя Александра Михайловича в семье). Смотрели будущую «детскую» и кроватку […] 2-го июля. Воскресение. С утра все находились в беспокойстве насчет известного события с Ксенией. Но день прошел и ничего!».

На другой день император записывает: «Весь день прошел в томительном ожидании насчет Ксении. Мама (императрица Мария Федоровна) ночевала на Ферме и всю ночь не смыкала почти глаз! … После обеда занимался, когда вдруг узнал, что у дорогой Ксении родилась дочь Ирина! Немедленно Алекс и я полетели на Ферму. Слава Богу, все окончилось благополучно! Видели Ксению и маленькую племянницу».

Через несколько дней император крестил свою племянницу. Ирину везли из Фермы в Петергоф в золотой карете: «Стоял чудесный почетный караул от гвардейского экипажа. Приглашенных было около ста; для них у правых дверей церкви была поставлена палатка. Во время крестин Ирина кричала почти без умолку. Мама и я были восприемниками ее» .

Николай II часто навещал свою крестницу, в дневнике появлялись записи: «видели маленькую Ирину». 10 августа родители Ирины отправились в Данию, и она осталась на попечении императора, который посещал ее ежедневно и даже присутствовал при купании. 12 сентября царская фамилия вместе с Ириной переехала из Петергофа в Царское село; Николай II отмечает: «Вернувшись домой, посетили Ирину - она в наших старых детских комнатах наверху» (то есть в тех комнатах, где росли дети императора Александра III) . Ирина и старшая дочь императора Ольга были ровесницами и в дневниках они не раз упоминаются вместе, например, запись 21 марта 1896 г.: «За обедней привели своих девочек к св. Причастию: наша была совершенно спокойна, а Ирина немного покричала» .

Родившиеся в семье один за другим шесть мальчиков, несмотря на наличие многочисленных нянек и гувернеров, требовали много сил и внимания матери, что сказалось на характере их старшей сестры Ирины, ей мало уделяли внимания. Ее застенчивость и диковатость подчеркивали все знавшие ее в детстве и юности. По воспоминаниям ее воспитательницы Е.Л. Комаровской (1910 г.): «Это была высокая, очень худая девочка пятнадцати лет. Обращали на себя внимание красивые глаза и правильные черты лица, но в общем во всей ней чувствовался какой-то излом, что-то нездоровое; она страшно конфузилась, стеснялась, краснела». Графине Комаровской с первых дней пришлось встретиться с необыкновенным характером Ирины, она держалась с ней «волчком, упрямым и злым», проявляя леность к урокам. Ирина много читала, она, например, могла скрыться у отца, «сидеть одной в ванной и читать какой-нибудь запрещенный ей английский роман» .

В этом же возрасте увидел Ирину ее будущий муж Феликс Юсупов на прогулке по дорогам Крыма. Родители Ирины и Феликса были соседями в Крыму, где они проводили осенние месяцы. Князь Александр Михайлович получил по наследству Ай-Тодорскую полосу земли на южном берегу Крыма, которая с годами превратилась в цветущий уголок, покрытый садами, виноградниками, полянами и перерезанный по берегу бухтами. На берегу был выстроен маяк, который позволял ориентироваться на море в туманные ночи. Юсуповы каждую осень проводили в имении Коккоз (что по-татарски означало «голубой глаз»). Старый дом был перестроен; задуманный сначала как простой охотничий павильон, в итоге он превратился в большой красивый дворец по образцу ханского дворца в Бахчисарае.

В полусотне километров находилось другое имение Юсуповых – Кореиз. Князь Александр Михайлович высоко ценил дружбу с Юсуповыми, особенно он симпатизировал Зинаиде Николаевне. Вот как он описывает бал в Зимнем дворце 22 января 1903 г.: «На балу шло соревнование за первенство между великой княжной Елисаветой Федоровной (Эллой, сестрой императрицы Александры Федоровны) и княгиней Зинаидой Юсуповой. Сердце мое ныло при виде этих двух «безумных увлечений» моей ранней молодости. Я танцевал до тех пор, пока очередь не дошла до «русской». Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины, на мою же долю выпали аплодисменты и молчаливое восхищение» .

В конце 1909 г. Феликс Юсупов уехал на учебу в Англию, но решение жениться на Ирине уже не оставляло его. Княгиня Зинаида Николаевна полностью одобряла выбор сына и писала об Ирине почти в каждом письме: «2 ноября 1910 г. Кореиз. Я рада, что фотография И[рины] А[лександровны] тебе понравилась. Верь моему чувству. Я знаю, что говорю, когда хвалю ее».

«15 ноября 1911 г. Кореиз. В моем последнем письме говорила, что еду пить чай в Ай-тодор… Ирина была поразительно красива. По-моему, она теряет в свете, а гораздо красивее в домашней обстановке» .

Перед свадьбой Феликс побывал с великой княгиней Елизаветой Федоровной на Соловках. Описав все тяготы непривычной для него монастырской жизни, Феликс пишет: «Дорогая Ирина, надеюсь, Вы не рассердитесь на меня, что я Вас называю по имени, но не все ли равно, немного раньше или позже. Я так часто себе его мысленно повторяю, думая о Вас, что в письме к Вам было бы неискренно его пропускать. Тем более, что мы решили с Вами иметь искренние отношения, без всяких предрассудков… По вечерам много читаю, думаю о Вас, о наших разговорах, а также о том, что скоро Вас увижу. Теперь я вижу, как трудно мне жить без Вас, и меня все тянет туда, где Вы. Как странно судьба сводит людей. Думал ли я, когда-нибудь, что в Вашей маленькой, неопытной головке уже существуют такие установившиеся взгляды на жизнь, и что мы с Вами эту жизнь понимаем и чувствуем одинаково. Таких людей, как мы с Вами, очень мало в этом мире и понять нас другим почти невозможно…» .

Свадьба состоялась 22 февраля 1914 г. у вдовствующей императрицы Марии Федоровны, в церкви Аничкова дворца. В Москве Феликс получил благословление великой княгини Елизаветы, а от императора Николая II в виде свадебного подарка (отказавшись от придворной службы) он попросил предоставить ему привилегию присутствовать на театральном представлении в императорской ложе. Ирина подписала отречение от престола, так как она вступала в брак с особой некоролевской крови. «Мы были засыпаны подарками, - вспоминает Феликс, - самые роскошные драгоценности соседствовали с трогательными дарами наших крестьян. Свадебное платье Ирины было великолепно, из белого атласа, расшитое серебром, с длинным шлейфом. Диадема из горного хрусталя с бриллиантами поддерживала кружевную вуаль, некогда принадлежавшую Марии-Антуанетте» .

После венчания молодые уехали в свадебное путешествие. В Париж они привезли подаренные Ирине драгоценности, для которых лучшие французские ювелиры должны были сделать новые оправы. Затем они побывали в Египте, в Иерусалиме на Святой неделе, в Италии, Англии и Германии. В Россию, в связи с начавшейся Первой мировой войной, им пришлось возвращаться через Копенгаген.

Как свидетельствуют письма Феликса из-за рубежа Зинаиде Николаевне, с самого начала путешествия проявилась болезнь Ирины. В одном из писем Феликс пишет: «Ирина 4 года тому назад упала спиной на рельсы, и что с тех пор у нее всегда были боли в нижней части спины, и она молчала! Падала много раз с лошади, с велосипеда, поднимала постоянно тяжелые вещи, и никто не обращал внимания и не останавливал ее» .

21 марта 1915 г. у Ирины родилась дочь, и здоровье ее ухудшилось. Врачи ставили разные диагнозы: от туберкулеза до воспаления почек; Юсуповы уехали на кумыс в Саратовскую губернию, в небольшое имение Филипповка, которое принадлежало родственникам бабушки Феликса Феликсовича - Зинаиде Ивановне Юсуповой (урожденной Нарышкиной). Маленький деревянный дом со старой мебелью и без удобств стоял в степи. Ирине и Феликсу нравилась жизнь вдали от светской суеты. Они совершали длительные прогулки по «карамзинской» дороге, рядом находились имения Карамзиных и Аксаковых. После отъезда Феликса, Ирина еще какое-то время оставалась в заброшенном имении, пила кумыс под наблюдением доктора Посникова и часто писала мужу и свекрови, которую она называла «мама Феликса».

В одном из ее писем есть прекрасное описание природы: «Было удивительно красиво. Как будто было солнце и в то же время его не было. И мне было грустно покидать степь» .

Ирина отличалась от других царственных особ самостоятельностью своих поступков, она не зависела от мнения света. Так, в 1916 г. Ирина посетила в Крыму семью великого князя Павла Александровича, который был в опале за недозволенный брак с О.В. Пистолькорс. Ирина писала Феликсу об этом событии: «Я поехала с мама (великой княгиней Ксенией Александровной) в Семеиз к чаю, к дяде Павлу и к тете Палей . Перед этим они были у мама, мне ужасно нравятся их девочки… Тетя Палей меня все время приглашала непременно к ней приехать зимой. Я сказала, что приеду и приеду!!!» Ирина знала, что двор не одобряет морганатического брака великого князя Павла Александровича.

Самым трагическим событием в жизни Юсуповых было участие Феликса в убийстве Распутина. Близость старца к государю и императрице возмущала княгиню Зинаиду Николаевну. В одной из встреч с императрицей она совершенно откровенно сказала ей все, что она думает о Распутине.

После этого разговора дружеские отношения Зинаиды Николаевны и императрицы прекратились, и они в дальнейшем почти не виделись. С убеждением необходимости устранить Распутина Феликс поделился с женой и нашел в Ирине «полное единомыслие». О его планах она узнала из письма мужа к ней 20 ноября 1916 г. (в это время Ирина была в Крыму): «Я ужасно занят разработкой плана об уничтожении Р[аспутина]. Это теперь прямо необходимо, а то все будет кончено» . Ирина и послужила приманкой, чтобы завлечь Распутина в дом на Мойке.

После убийства Распутина Феликс был сослан в село Ракитное Курской губернии. Это было одно из самых обширных имений Юсуповых, где находился сахарный, кирпичный и шерстяной заводы, многочисленные лесопилки и фермы. Здесь Ирину и Феликса застала Февральская революция.

Весной 1917 г. многие покинули Петербург в поисках убежища в своих крымских имениях. Из Киева в Ай-Тодор приехала императрица Мария Федоровна со своими дочерьми и их семьями; к ним присоединились и Юсуповы. Когда в 1919 г. Красная армия подошла к Крыму, король Георг V прислал в распоряжение императрицы Марии Федоровны броненосец «Мальборо». 13 апреля ее семья и Юсуповы покинули Россию. Сохранилась фотография, где Ирина стоит на корме броненосца и смотрит на удаляющиеся берега Крыма, где прошло ее детство и юность. Эта фотография запечатлела ее прощание с родиной, которую Ирина в тот день покинула навсегда.

Такова трагическая судьба одной из загадочных женщин из семьи Романовых - княгини Ирины Юсуповой, с которой связано убийство Распутина.

Стихи на день бракосочетания Феликса Юсупова и великой княжны Ирины Александровны

Посвящается высоконовобрачным.

Надежда русского народа,

Звезда полночной стороны

Потомок доблестного рода

Свершает бракосочетанья дни.

О, славься, невская столица,

Россия вместе с ней ликуй,

Красуйся царска багряница,

Потомок славы торжествуй!

В сей день сердца у всех трепещут,

Былою доблестью горят,

Как звезда славы день тот блещет,

И всем в исторьи говорит…

Творец всего, услышь моленье

Храни всегда высокобрачных,

Пошли им мир, благословенье,

Слава новобрачным, Родителям – ура!

Моленья звучат от невских берегов

И звук растет до апогея,

До отдаленных всех краев:

До гор Карпатских и Камчатки,

И тундр суровых лопарей,

И до Памира, где палатки

Бухарских мирных торгашей;

До гор - Казбек и Арарата

И до полярных льдов морей…

Да будут здравы на многи лета,

Высокобрачные с родителями – ура!

С глубоким благоговением посвящает автор .

Список литературы

Романов А.М. Книга воспоминаний. М., СПб., 2009.

Дневники императора Николая II. М., 1991.

Графиня Екатерина Леонидовна Комаровская. Воспоминания. М., 2003.

Из семейной переписки Юсуповых / Публ. Н.Б. Стрижевой // Река времен. М., 1995.

You can read completely article in the russian historic-archival magazine “The Herald of an Archivist”. Read more about terms of subscription here.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.