DOCUMENTARY SOURCES OF THE NATIONAL ARCHIVES OF THE REPUBLIC OF BELARUS ON THE ACTIVITIES OF GERMAN RECONNAISSANCE AND SABOTAGE SCHOOLS ON THE TERRITORY OF BELARUS IN THE DAYS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Print PDF

KULINOK S.V., Minsk, Republic of Belarus

DOCUMENTARY SOURCES OF THE NATIONAL ARCHIVES OF THE REPUBLIC OF BELARUS ON THE ACTIVITIES OF GERMAN RECONNAISSANCE AND SABOTAGE SCHOOLS ON THE TERRITORY OF BELARUS IN THE DAYS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

С.В. КУЛИНОК, г. Минск, Республика Беларусь

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО АРХИВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕМЕЦКИХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДИВЕРСИОННЫХ ШКОЛ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Abstract

This article reviews major types of documentary sources stored in the National Archives of the Republic of Belarus, which concern the activities of German intelligence and sabotage school (courses) in the occupied territories of Belarus in the days of the Great Patriotic War. As a result of the classification, the author identifies four major groups of documents: organizational/management, plans and reports, judicial and investigative, and reference materials. Most sources have not yet been introduced into scientific use. Information potential of the documents allows address little studied, yet significant aspects of the subject: total number of schools and trained secret agents, use of women, children and Jews in reconnaissance and sabotage work, as well as its results. Documents analysis proves a high degree of representativeness and credibility, and their introduction into scientific use will largely expand current knowledge and correct embedded stereotypes concerning the issue.

Аннотация

В статье рассматриваются основные виды документальных источников, хранящихся в Национальном архиве Республики Беларусь, которые касаются вопросов деятельности немецких разведывательно-диверсионных школ (курсов) на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. В результате проведенной автором классификации выделено четыре основные группы документов: организационно-распорядительные, планово-отчетные, судебно-следственные и справочно-информационные. Основная часть рассматриваемых источников до настоящего времени не введена в научный оборот. Информативный потенциал документов позволяет перейти к исследованию малоизученных и актуальных аспектов данной темы: общее количество секретных школ и подготовленных агентов, использование женщин, детей и евреев в разведывательно-диверсионной работе и результаты этой деятельности. Анализ документов показывает высокую степень их репрезентативности и достоверности, а введение их в научный оборот позволит значительно расширить имеющиеся знания и пересмотреть устоявшиеся стереотипы до данной проблеме.

Keywords

Historical source, intelligence document, agent, Abwehr, reconnaissance and sabotage school, record of the interrogation.

Ключевые слова

Исторический источник, разведывательный документ, агент, абвер, разведывательно-диверсионная школа, протокол допроса.

Одной из малоизученных страниц истории Великой Отечественной войны на территории Беларуси является деятельности немецких разведывательно-диверсионных и шпионских школ (курсов). Масштабы этой работы являлись фактически «конвейерными», осуществлялись в течение всего периода оккупации и имели важнейшее значение как для немецких военных властей, так и для безопасности советского тыла, Красной армии и партизанских формирований.

Среди главных особенностей изучения данной темы советскими, отечественными и зарубежными историками можно выделить следующие:

деятельность немецких спецшкол до настоящего времени не являлась самостоятельным объектом исследования;

изучение темы осуществлялось в контексте противостояния немецких и советских спецслужб, либо как отдельные сюжеты разведывательной и контрразведывательной работы партизан;

недостаточное привлечение архивных документов. В советский период эти данные были засекречены и вводились в научный оборот в незначительном объеме.

Необходимо отметить, что документы советских органов государственной безопасности, в том числе связанных с деятельностью немецких разведывательно-диверсионных школ, в последние десятилетия были опубликованы в значительном объеме, а вот документы партизанских формирований и их руководящих органов (Центрального и Белорусского штабов партизанского движения – ЦШПД, БШПД) на сегодняшний день используются недостаточно. Учитывая тот факт, что главной особенностью деятельности немецких разведывательно-диверсионных школ на территории Беларуси была, в первую очередь, подготовка агентуры для работы в партизанских соединениях, привлечение разведывательных документов ЦШПД, БШПД и формирований «народных мстителей» является обязательным условием для объективного изучения данной проблемы.

Согласно классификации И.Д. Ковальченко, документальные источники по разведывательной и контрразведывательной деятельности партизан можно отнести к письменным, а основу комплекса материалов БШПД и подчиненных ему формирований составляют документы делопроизводства. Представляется корректным использование функциональной классификации делопроизводственных документов по данной проблеме, когда можно выделить следующие основные виды документов: организационно-распорядительные (приказы, указания и рекомендации по ведению разведки, инструкции), планово-отчетные (отчеты, разведывательные и оперативные сводки, донесения, опросные листы, разведданные и др.), судебно-следственные (протоколы допросов, следственные дела) и справочно-информационные (справки, обзоры, аналитические и докладные записки).

Видовое разнообразие источников, их объем, содержание, а также возможность привлечения иных документов (органов НКВД-НКГБ, партийных организации и др.) позволяет говорить о высокой степени репрезентативности и богатом информативном потенциале, отражающем практически все важнейшие аспекты деятельности немецких спецслужб по организации разведывательно-диверсионных школ на территории Беларуси.

Организационно-распорядительная документация по обозначенной проблеме представлена различного рода указаниями и распоряжениями, которые касались вопросов выявления спецшкол и разоблачения агентуры противника, использования различных групп населения в качестве шпионов, деятельности немецких спецслужб, подготовки кадров для борьбы с партизанским движением в Беларуси на сопредельных территориях. В указаниях заместителя начальника ЦШПД С. Бельченко от 31 октября 1943 г. начальнику БШПД П. Калинину отмечалось: «Просим шифром запросить все вверенные вам партизанские отряды о наличии по Белоруссии школ гестапо, их места дислокации, численный состав, кого из каких школ выпускают. Из освобожденных Красной Армии районов Орши, Брянска, Смоленска, Рославля, Унечи и др. немцы школы гестапо передислоцируют в районы Белоруссии. Дайте задание установить их местонахождение и перегруппировку».

В декабре 1943 г. в указаниях, поступивших из ЦШПД, указывалось, что «из партизанских отрядов поступают агентурные данные и показания разоблаченных агентов гестапо, что немцы усиленно вербуют и обучают в школах большое количество своей агентуры с целью засылки в наши тылы, проникновения в части Красной Армии и внедрения в партизанские отряды для ведения разведки, совершения диверсий на коммуникациях и террористических актов… Для успешного розыска вражеских разведчиков, переброшенных в наши тылы и партизанские отряды, просим дать указания командирам вверенных вам партизанских отрядов… добиваться получения на переброшенную агентуру, или внедренную в партизанские отряды подробных сведений с указанием: а) полных установочных данных; б) характеризующих данные агента и его предметы; в) район предполагаемой деятельности агента и его связи».

Подробнейшие данные о деятельности немецкой разведывательно-диверсионной абвершколы в Борисове содержатся в следственном деле на И.И. Матюшина-Фролова – преподавателя радиодела этой школы. Летом 1943 г. он был перевербован одной из чекистских спецгрупп и, впоследствии, отправлен на «большую землю» как очень ценный агент, располагающий важной информацией. Следственное дело включает в себя семь протоколов допроса, в которых сообщаются подробнейшие данные о деятельности абвершколы: передислокация, руководящий состав и преподаваемые дисциплины, установочные данные на засланных в тыл СССР агентов, их экипировка и др.

Подводя итог необходимо отметить, что хранящиеся в Национальном архиве Республики Беларусь документы обладают большим информативным потенциалом и репрезентативностью. Источники по данной проблеме также характеризуются высокой степенью достоверностью и их введение в научный оборот позволит пересмотреть устоявшиеся в историографии, но уже устаревшие данные о деятельности немецких разведывательно-диверсионных школ и курсов на территории Беларуси. В частности, анализ и изучение документов позволили автору доказать наличие около 50 учебных центров, где готовились будущие разведчики и диверсанты. Для этой деятельности, помимо мужчин, активно привлекались различные национальные и половозрастные группы населения: женщины, несовершеннолетние подростки, лица еврейской национальности. В частности, на территории Беларуси действовало более 10 школ, где готовились «агенты в юбках», а также ряд учебных центров, обучавших детей-диверсантов: в Барановичах, Бобруйске, Борисове, Бресте, Вилейке, Городке, Куренце, Минске, Могилеве, Сенно, Слуцке, Орше и Шумилино.

References

1. Domorad K.I. Razvedka I kontrrazvedka v partizanskom dvizhenii v Belorussii 1941—1944. [Intelligence and counterintelligence in the partisan movement in Belarus: 1941—1944]. Minsk, 1995, 256 p.

2. Kiselev V.K. Bor'ba partisan s podryvnoi deyatelnost'yu fashistskih spezsluzhb v Belorissii [Partisans fighting subversion of Nazi special services in Belarus]. Voprosy istorii, 1984, no 3, pp. 42—56.

3. Kulinok S.V. Agenty v yubkah [Agents in skirts]. Belaruskaya dumka, 2014, no. 11, pp. 82—90.

4. Kulinok S.V. Deti diversanty nemezkih spezsluzhb [Children saboteurs of German secret service]. Belaruskaya dumka, 2015, no. 10, pp. 80–86.

5. Kulinok S.V. K voprosu o kolichestve razvedyvatelno-diversionnyh, polizeiskih, kazach'ih I drugih shkol na territorii Belarusi v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [Revisiting the issue of number of reconnaissance and sabotage, police, Cossack and other schools in the territory of Belarus during the Great Patriotic War]. Belarus i Germaniya: gistoryya i suchasnasz'. Vol. 14. Minsk, 2016, pp. 135–142.

6. Lubyanka-2. Iz istorii otechestvennoi kontrrazvedki [Lubyanka-2: From the history of Russian counterintelligence]. Moscow, 2001, 360 p.

7. Organy gosudarstvennoi bezopasnosti SSSR v Velikoi Otechestvennoi voine [State security agencies of the USSR in the Great Patriotic War]. Moscow, 2000—2007. Vol. 2–5.

8. Ostryakov S.Z. Voennye chekisty [Military security officers]. Moscow, 1979, 320 p.

9. Popov A.Yu. Partizany i kontrrazvedka v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [Partisans and counterintelligence in the days of the Great Patriotic War]. Otechestvennaya istoriya, 2003, no 3, pp. 123—127.

10. Smirnov N.I. Sekretnyi uzel. Tainaya voina v Belarusi (1939-1944) [Secret site: The Secret War in Belarus (1939-1944)]. Minsk, 2010, 248 p.

11. Solov'ev A.K. Oni deistvovali pod raznymi psevdonimami… [They operated under different pseudonyms…]. Minsk, 1994, 200 p.

Список литературы

1. Доморад К.И. Разведка и контрразведка в партизанском движении в Белоруссии 1941—1944 гг. – Минск, 1995. – 256 с.

2. Киселев В.К. Борьба партизан с подрывной деятельностью фашистских спецслужб в Белоруссии // Вопросы истории. – 1984. – № 3. – С. 42-56.

3. Кулинок С.В. Агенты в юбках // Беларуская думка. – 2014. – № 11. – С. 82-90.

4. Кулинок С.В. Дети-диверсанты немецких спецслужб // Беларуская думка. – 2015. – № 10. – С. 80-86.

5. Кулинок С.В. К вопросу о количесте разведывательно-диверсионных, полицейских, казачьих и других школ на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны // Беларусь і Германія: гісторыя і сучаснасць. Вып. 14. – Мінск, 2016. – С. 135-142.

6. Лубянка-2. Из истории отечественной контрразведки. – М., 2001. – 360 с.

7. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Т. 2-5. – М., 2000-2007.

8. Остряков С.З. Военные чекисты. - М., 1979. – 320 с.

9. Попов А.Ю. Партизаны и контрразведка в годы Великой Отечественной войны // Отечественная история. – 2003. – № 3. – С. 123-127.

10. Смирнов Н.И. Секретный узел: Тайная война в Беларуси (1939-1944). - Минск, 2010. – 248 с.

11. Соловьев А.К. Они действовали под разными псевдонимами… – Минск, 1994. – 200 с.

About author

Kulinok Svaytoslav Valentinovich, head of the department of information and use of documents of the Belarusian State Archives of Scientific and Technical Documentation, Minsk, Republic of Belarus, 8-10-375-17-243-28-94, This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

Сведения об авторах

Кулинок Святослав Валентинович, заведующий отделом информации и использования документов Белорусского государственного архива научно-технической документации, г. Минск, Республика Беларусь, 8-10-375-17-243-28-94, This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

You can read completely article in the russian historic-archival magazine “The Herald of an Archivist”. Read more about terms of subscription here.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.