THE MONOGRAPH ABOUT WELFARE OF RUSSIAN PEOPLE IN 1701-1915TH

Print PDF

BOCHAROVA Z.S.

THE MONOGRAPH ABOUT WELFARE OF RUSSIAN PEOPLE IN 1701-1915TH

З.С. БОЧАРОВА

МОНОГРАФИЯ О БЛАГОСОСТОЯНИИ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 1701–1915 гг.

Annotation / Аннотация

B.N. Mironov’s monograph «The standard of living and revolutions in imperial Russia: The 18th – early 20th centuries» represents the world’s first study of historical anthropometrics in Russia. Its principal goal is to assess the wellbeing of Russians as this developed during the imperial period. The received results give strong reasons for revision of the views about wellbeing, internal policy and efficiency of the Russian reforms.

Рецензия на монографию по исторической антропометрии России, цель которой – оценить благосостояние российского населения в ее имперский период. Выводы автора дают основания для пересмотра господствующих представлений о жизненном уровне, внутренней политике и эффективности российских реформ.

Keywords / Ключевые слова

Historical anthropometrics, biology status of person, Russia in the 18th–early 20th centuries, a standard of living, the Russian revolutions of early 20th century. Историческая антропометрия, биологический статус личности, Россия XVIII–начала ХХ в., уровень жизни, русские революции начала ХХ в.

БОЧАРОВА Зоя Сeргеевна - профессор Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук, г. Москва; 8-916-019-99-73; This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII-начало ХХ века. М.: Новый хронограф, 2010. – 911 с.

Для оценки уровня жизни в настоящее время экономисты, как правило, предлагают наборы из 15–56 показателей. Состояние источников для XVIII–XIX вв. таково, что исследователям не удается получить даже минимальный набор показателей. Поэтому в современной науке в качестве альтернативного интегрального показателя уровня жизни стала использоваться длина тела людей - конечный, или дефинитивный, рост, достигаемый при наступлении полной физической зрелости. Этот показатель получил в специальной литературе название биологического статуса. Его использование опирается на доказанный в биологии человека факт, что конечный средний рост людей характеризует степень удовлетворения их базисных потребностей в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании и т.п. Люди, чьи базисные потребности удовлетворяются лучше, превосходят ростом тех, чьи базисные потребности удовлетворяются хуже; и наоборот. Из этой теории следует, что в рамках одного этноса высокие люди, взрослые и дети, в массе своей лучше питались, имели лучший уход и жилищные условия, меньше болели и т.д., то есть обладали более высоким биостатусом, чем люди с низким ростом. Данные о среднем росте позволяют оценить, как удовлетворяются базисные потребности людей, и благодаря этому судить о динамике уровня населения в целом. Используя антропометрический подход, Б.Н. Миронов в своей монографии оценивает динамику уровня жизни в 1701–1915 гг.

Монография состоит из введения, двенадцати глав, заключения, статистического приложения, списка источников и литературы, словаря специальных терминов, именного и предметного указателей. У нас нет возможности дать характеристику отдельных частей, поэтому остановимся на основных выводах и на том, что нового вносит монография в историографию.

Создана информационная база, включающая 306 тыс. индивидуальных и около 11,7 млн. суммарных сведений о росте, весе и других антропометрических показателях россиян, родившихся в 1695–1915 гг. Данные извлечены из четырех общероссийских и шести областных архивов, а также из материалов земских обследований.

Картина, воссозданная на основе антропометрических данных, проверяется сведениями о сельскохозяйственном производстве, налогах и повинностях, доходах, ценах и зарплате, питании и демографии, крестьянских и рабочих бюджетах, а также национальном доходе. В частности, проведен количественный анализ питания, воинского брака и смертности в ХIХ—начале ХХ в.; рассчитан индекс потребительских цен и реальной зарплаты рабочих за 1703—1913 гг.; оценено бремя рекрутской повинности в 1701—1874 гг.

Рассчитан уровень имущественного расслоения населения на начало ХХ в. с помощью децильного коэффициента дифференциации, показывающего соотношение в доходах между 10% самых бедных и 10% самых богатых жителей страны. Коэффициент показал, что уровень расслоения сравнительно с развитыми странами был умеренным.

Подсчитан индекс человеческого развития в России за 1861—1913 гг., который учитывает продолжительность жизни, грамотность и валовой внутренний продукт.

Основываясь на средних пятилетних данных, автор выделил шесть периодов в динамике уровня жизни: в 1701–1730 гг. понижение, в 1731–1750 гг. – повышение; в 1751–1795 гг. – понижение, в 1796–1855 гг. - повышение; в 1856–1865 гг. понижение и 1866–1915 гг. повышение. Общая протяженность периодов понижения уровня жизни составила 85 из 215 лет, а периодов его повышения – 130 лет. За 215 лет мужчины (как и женщины) стали выше примерно на 4,2 см (со 164,8 до 169 см). Однако, по сути, увеличение роста приходилось на 1846– 1915 гг., а в XVIII–первой половине XIX в. наблюдались лишь его циклические колебания.

Б.Н. Миронов приходит к выводу, что в последние 120 лет существования империи (1795–1914 гг.) благосостояние российских граждан имело тенденцию повышаться и не только в материальном смысле: население приобрело гражданские и политические права, был существенно облегчен доступ к благам цивилизации для непривилегированных социальных групп. Естественно, возникает вопрос: почему же в России в начале ХХ в. произошли революции?

Автор, опираясь на международный опыт, обобщенный теоретиками модернизации, предполагает, что в России, как и в других странах, высокие темпы и успехи модернизации порождали новые противоречия и проблемы, вызывали временные и локальные кризисы, которые при неблагоприятных обстоятельствах перерастали в большие, а при крайне неблагоприятных – в революции.

К сожалению, в работе имеются опечатки; создается впечатление, что рукопись основательно не отредактирована и не проверена корректором.

You can read completely article in the russian historic-archival magazine “The Herald of an Archivist”. Read more about terms of subscription here.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.