ABOUT THE BOOKS OF PRINCES VOROTYNSKIY IN 16TH CENTURY

Print PDF

USACHEV A.S.

ABOUT THE BOOKS OF PRINCES VOROTYNSKIY IN 16TH CENTURY
А.С. УСАЧЕВ
О КНИГАХ КНЯЗЕЙ ВОРОТЫНСКИХ В XVI в.
Annotation / Аннотация
In article data on the hand-written and old printing books of princes Vladimir, Michael and Alexander Vorotynsky (16th century) are given. It is found out that the considerable part of books has been gifted by Vorotynsky to Kirillo-Belozersky, Anastasin (near Odoev) and Uspensky Sharovkin (near Peremyshl) monasteries. Work is based on records on the books, deeds, books of gifts and other sources.
В статье исследуются сведения о рукописных и печатных книгах, принадлежав-шим представителям крупного боярского рода В.И., М.И. и А.И. Воротынских (XVI в.). Выясняется, что значительная часть книг была вложена Воротынскими в Кирилло-Белозерский, одоевский Анастасьин и перемышльский Успенский Ша-ровкин монастыри. Исследование основано на анализе данных записей на книгах, вкладных книг, актов и других источников.
Keywords / Ключевые слова
Source study, book culture, hand-written book, old printing book, source study, archaeography, political elite, nobility, Vorotynsky, Russian history, 16th century. Ис-точниковедение, книжность, рукописная книга, старопечатная книга, археография, политическая элита, боярство, Воротынские, история России, XVI в.
УСАЧЕВ Андрей Сергеевич – профессор кафедры истории и теории ис-торической науки факультета истории, политологии и права Российского государ-ственного гуманитарного университета (РГГУ), доктор исторических наук, г. Моск-ва; 8-917-540-43-79; This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it
Исследование выполнено по гранту Президента РФ для поддержки моло-дых ученых (проект № МД-209.2012.6).
При рассмотрении вопроса о происхождении и бытовании ру-кописных книг в России XVI в. стало привычным в первую очередь об-ращаться к книжным собраниям крупных монастырей, владычных ка-федр и соборов, которые в целом ряде случаев сохранились в архи-вохранилищах. Вместе с тем, очевидно, что духовными лицами круг заказчиков, читателей и собирателей книг в эту эпоху не ограничивал-ся. Ключевое значение при изучении книжных интересов светских лиц имеет изучение книжных собраний представителей знати, которые по своему статусу и имущественному положению могли позволить себе создание более или менее крупных библиотек. Однако очевидные трудности в их изучении — прежде всего, их плохая сохранность, а также рассеянность их остатков по ряду архивохранилищ, подчас на-ходящихся в различных городах, — нередко побуждают исследовате-лей книжной культуры Средневековой Руси оставлять в историогра-фической тени этот важный аспект в ее истории. Вместе с тем, как по-казывает итоги немногочисленных исследований, специально посвя-щенных рассмотрению книжных интересов представителей русской элиты XVI в., их изучение таит в себе немало сюрпризов . Стремясь, по крайней мере, отчасти заполнить очевидную лакуну в изучении данной тематики, ниже свое внимание мы сосредоточим на рассмот-рении ряда фактов, свидетельствующих об определенном интересе к книгам представителей одного из самых знатных родов титулованной знати — князей Воротынских.
В 1487 г. на службу к великому князю московскому Ивану III вместе со своей вотчиной перешел потомок черниговских князей Иван Михайлович Воротынский (ум. 21.07.1535 г.), принявший самое актив-ное участие в русско-литовских войнах конца XV — первой трети XVI в. У И.М. Воротынского было три сына — Владимир (ум. 27.09.1553 г.), Михаил (р. ок. 1513—1514 — ум. в конце 1573 — начале 1574 г.) и Александр (ум. 6.02.1565 г.) — игравших весьма за-метную роль в политической жизни Русского государства XVI в. (в эпо-ху Ивана IV они подчас занимали третье место в Боярской думе, усту-пая лишь родственникам царя Бельским и Мстиславским). В разное время братья Воротынские владели Одоевым, Новосилем, Воротын-ском, Перемышлем, а также землями в иных уездах . Не рассматри-вая специально их биографии, которые уже неоднократно привлекали внимание исследователей , ниже свое внимание мы обратим на ряд фактов, позволяющих раскрыть ранее неизвестную страницу в исто-рии данного рода — интерес его представителей к книгам.
ВЛАДИМИР
В литературе уже отмечалась близость Воротынских к Кирил-ло-Белозерскому монастырю . Вкладная книга этой обители содержит сведения о целом ряде вкладов на помин души Ивана Михайловича, а также его сыновей — Владимира, Михаила и Александра . Особо щедрым был вклад вдовы Владимира — Марии (урож. Оболенской): после смерти мужа, погребенного в этой обители, она дала богатый вклад земельными владениями и драгоценной утварью. На эти сред-ства в монастыре была построена «церковь каменна над князем Во-лодимером Ивановичем [т.е. над местом его погребения. — А.У.] во имя великого князя Владимера Киевского, и в той церкви обедня слу-жити вседневные, и князя Володимера Ивановича поминати, доколе и монастырь стоит» (именно за строительство этой церкви Иван IV под-верг яростной критике братию обители в своем знаменитом послании 1573 г. в Кирилло-Белозерским монастырь — царь обвинил вдову В.И. Воротынского в гордыни и попытке «величания образа» своего супруга ).
Среди прочего Мария вложила в обитель Апостол и Евангелие . Если судьба Апостола нам на сегодняшний день неизвестна, то вло-женное вдовой В.И. Воротынского Евангелие может быть соотнесено с соответствующей рукописной книгой XVI в. из собрания Кирилло-Белозерского монастыря. Она содержит владельческую запись: «Во-лодимера Ивановича Воротынского» . Возможно, итоги последующего обследования кирилловских рукописей позволят выявить и Апостол В.И. Воротынского.
МИХАИЛ
С именем самого известного из братьей Воротынских — Ми-хаила, одного из самых знаменитых русских воевод XVI в., — связано происхождение, по меньшей мере, одной рукописной книги. В 1557/58 г. по его заказу была переписана минеи на месяцы октябрь и ноябрь. Как сообщает выходная запись на книге, минеи «в лeто 7066 при цари и великом князи Иванe Васильевичи всея Руси сомадер[ж]ци писоны повелением благовeрнаго князя Михаила Ивановича Воро-тыньского в Ностасов монастырь и при брате его князи Александрe Ивановичи».
Любопытно отметить, что заказчиком книги выступает Михаил, но писец счел нужным упомянуть и Александра (Владимира ко време-ни написания рукописи в живых уже не было). Это обстоятельство мо-жет быть связано не только с кровным родством упоминаемых в запи-си лиц (целый ряд выходных записей на рукописях XVI в., написанных по заказу представителей русской знати, как правило, их близких род-ственников не упоминает ), но и с фактом совместного владения братьев Новосильско-Одоевским уделом . Последнее служит аргу-ментом, хотя и косвенным, в пользу того, что рукопись писалась на территории удела. Упоминание о том, что она писалась в «Ностасов монастырь» можно рассматривать как указание на то, что рукопись, скорее всего, не писалась непосредственно в стенах этой обители. Возможно, рукопись переписывалась в доме М.И. Воротынского, од-ним из его слуг. Такие случаи в XVI в. известны. Так, сохранились ру-кописные книги, которые писались слугами («паробками») М.В. и В.М. Тучковых (1519—1520 и 1544/45 гг.) , а также слугой А.С. Кутузовой (Воронцовой) (1548 г.) ; по-видимому, некоторые дру-гие рукописные книги, писавшиеся по заказу представителей знати, также переписывались их слугами.
Дополнительным доводом в пользу предположения о переписке книги на территории удела служит адресат книги — «Ностасов мона-стырь». По всей видимости, речь шла об упраздненном во второй по-ловине XVIII в. одоевском Анастасьином монастыре Рождества Бого-родицы, который, находясь на территории Новосильско-Одоевского удела, по сути, являлся «домовым» монастырем Воротынских . На статус монастыря по отношению к братьям Воротынским — Михаилу и Александру Ивановичам — вполне однозначно указывает вкладная книга Анастасьина монастыря. Под 1557 г. она сообщает, что 1 ноября этого года «приказали князь Михайло да князь Александр Ивановиче в своей вотчине в Одоеве у Ржества пречистые Богородицы в На-стасове монастыре [здесь и далее выделено нами. — А.У.] игумену Герману, и священником, и всем старцам по родителех по своих кор-мити кормы, потому что они те монастыри в своей вотчине ставили, и строили их всяким своим строением, а земли к тому монастырю подавали, доколе и монастырь стоит» . На это же указывает и поиме-нование Михаила и Александра анастасьинским игуменом Германом «государями своими» . Неудивительно, что вкладная книга Анастась-ина монастыря содержит сведения о вкладах «на помин души» Вла-димира, Михаила Александра, а также их отца Ивана Михайловича Воротынского , сведениях о которых хорошо согласуются и дополня-ются материалом описания владений этого монастыря.
Не исключено, что внимание М.И. Воротынского к Анастасьину монастырю было обусловлено и тем, что его мать — жена И.М. Воротынского Анастасия
Ивановна (урож. Захарьина) (ум. 1522 г.) носила это имя ; это же имя носила и племянница М.И. Воротынского — дочь его старшего брата Владимира .
Судя по всему, на определенном этапе книга покинула пределы этой обители (в известном исследователям XIX — начала XX в. пе-речне ее книг она не фиксируется ) и, пройдя через руки ряда вла-дельцев, оказалась в собрании Н.П. Румянцева.
М.И. Воротынский не только заказывал и вкладывал книги, но и располагал собственной библиотекой, которая по наследству перешла к его сыновьям. Так, в своей духовной грамоте (июнь 1566 г.) он отме-чает: «А что после моего всякого живота после моего живота опрочь того останется, что есми дал жене своеи, образов окладных и неок-ладных и книг всяких и платья и лошадеи и сосудов серебреных и по-гребовых и поваренных оловяных и медных и деревяных и вотчина моя вся — детем моим Ивану да Дмитрею» . Из контекста очевидно, что речь идет о ряде книг, причем самых разных по содержанию (по-добное разнообразие характерно и для книг его брата Александра, об этом см. ниже). Отсутствие известных в настоящее время его по-смертных вкладов книгами, которые были даны по его братьям, может быть связано с тем, что Михаил (в отличие от Владимира и Александ-ра) имел сыновей, которые и унаследовали его имущество (в т.ч. и книги).
АЛЕКСАНДР
Источники сохранили больше всего сведений о книгах наиме-нее заметного из братьев Воротынских — Александра: помимо зе-мельных пожалований в удельный перемышльский Успенский Шаров-кин монастырь известен целый ряд его вкладов книгами. О них со-общает вкладная книга этой обители.
Согласно приведенным в ней данным, в 1552 г. Владимир дал «книгу Антиоха в десть, да Соборник в десть же». В этом же году он прислал из Пскова «книгу Торжественник, да Владычни праздники, да другую же [книгу. — А.У.] Торжественник от [недели] Мытара и Фа-рисея до [недели] Всех Святых». 22 декабря 1552 г., прибыв на бого-молье о рождении ребенка вместе с женой Марфой, князь среди про-чего вложил в обитель «книгу Ефрем в десть, да Псалмы Давыдовы в десть, да книгу Измарагд в полдесть… да две книги Беседы Матфея Евангелиста, да Стословец, да Дорофей». В 1560 г. приехавший в мо-настырь на освящение новой церкви князь вложил «2 книги в десть: Патерик большой, да Матфей Евангелист толковый».
Вклад книгами последовал в обитель и после смерти ее ктитора — вкладная книга Шаровкина монастыря сообщает о том, что «в 1565 году преставися князь Александр, во иноках Арсений, дал по себе книг в монастырь: Евангелие да Апостол печатные в десть, да Псалтырь со возследованием в полдесть, застежки серебренные».
Как видим, речь, шла о 15 рукописных и 2 печатных книгах. Ввиду отсутствия самих книг, а также сведений об их происхождении трудно сказать точно, были ли рукописные книги (или, по меньшей ме-ре, какая-то их часть) написаны в доме Александра или они были спе-циально куплены им для вклада. Возможно, оба объяснения имеют право на существование. С одной стороны, вкладная книга Шаровкина монастыря упоминает книги, присланные князем из Пскова, которые там могли быть им приобретены. С другой стороны, известие, по крайней мере, об одной рукописи, написанной по заказу М.И. Воротынского «при брате его князи Александрe Ивановичи», по-буждает предполагать, что в доме Воротынских (вероятно, на терри-тории удела) велась переписка книг.
Как следует из вкладной книги Шаровкина монастыря, от князя Александра в обитель поступило весьма значительное по средневе-ковым меркам число книг — при жизни 14, и после его смерти еще 3. Нельзя исключить того, что столь щедрый вклад Александра книгами в Шаровкин монастырь был обусловлен тем, что, в отличие от прочих братьев, он умер бездетным. Как уже указывалось выше, после смер-ти его брата Михаила остались сыновья, которым среди прочего были завещаны и «книги всякие». Несомненно, какую-то часть имущества (в т.ч., вероятно, и книги) старшего из братьев Владимира могла унасле-довать его дочь Анастасия ; возможно, именно поэтому вдова Вла-димира Мария вложила в Кириллов лишь две рукописные книги.
Особый интерес для историка книги представляет посмертный вклад А.И. Воротынского, в котором фигурируют «Евангелие да Апо-стол печатные в десть».
В первом случае речь, судя по всему, идет об одном из изданий т.н. анонимной типографии, работавшей в Москве в 50-е — первой половине 60-х гг. XVI в. В этот период в свет вышло три издания Евангелия — т.н. узкошрифтное (ок. 1553/54 г.) , среднешрифтное (ок. 1558/59 г.) и широкошрифтное (ок. 1563/64 г.) (их формат оди-наков — 2°, т.е. «в десть»). Ни один из известных нам в настоящее время сохранившихся экземпляров этих изданий владельческой или вкладной записи А.И. Воротынского не содержит . Однако, сам факт бытования одного из первых изданий первой русской типографии на юго-западной окраине Русского государства дает основания расши-рить имеющиеся в науке представления о географии распространения первых русских изданий.
Во втором случае, по всей видимости, речь идет о первой рус-ской датированной печатной книге — Апостоле Ивана Федорова 1564 г. Любопытно, отметить, что экземпляр Апостола у А.И. Воротынского появился почти сразу же после его выхода в свет весной 1564 г. Вероятно, Апостол попал к А.И. Воротынскому не позд-нее осени 1564 г. — времени его пострига. Данная запись вкладной книги наряду с записью сына боярского Г.Ф. Третьякова на экземпляре Апостола, имеющего вкладную запись 1564/65 г. в Никольскую цер-ковь , и сообщением о вкладе печатного Апостола епископом крутиц-ким Галактионом в Иосифо-Волоколамский монастырь (ок. 1565—1568 гг.) , представляет один из наиболее ранних известных случаев упоминания о бытовании экземпляров Апостола 1564 г.
Возможно, результаты обследования архивохранилищ в буду-щем позволят идентифицировать книги, как рукописные, так и экземп-ляры печатных, вложенные А.И. Воротынским в Успенский Шаровкин монастырь.
Характеризуя масштаб книжных вкладов А.И. Воротынского, отметим, что нам в настоящее время известен лишь один сопостави-мый по числу книг вклад, сделанный знатным светским лицом, — вклад известного писателя макарьевской поры В.М. Тучкова (ум. 1548 г.), автора особой (т.н. тучковской) редакции Жития Михаила Клопского . Согласно вкладной книге Кирилло-Белозерского мона-стыря, он вложил в эту обитель полный комплект (!) четьих миней, а также другие книги. Как сообщает источник, В.М. Тучков дал «в дом Пречистой и Кирилу чюдотворцу, и игумену Афонасию з братиею, или кто по нем иный игумен будет… 12 Миней Четьих, три книги в десть — Беседы евангельскиа» . Трудно сказать точно, были ли все эти книги (или какая-то их часть) написаны в доме Тучковых. Учитывая то, что, как уже отмечалось выше, в доме Тучковых по заказу Василия и его отца Михаила Васильевича (ум. не ранее 1550 г.) их слуги переписы-вали книги, можно полагать, что, по крайней мере, часть вложенных книг была создана в их дому. Редкий по своему объему вклад В.М. Тучкова подчеркивает уникальность подобного вклада для пред-ставителя знати, который, в отличие от В.М. Тучкова, специального внимания литературному творчеству не уделял.
* * *
Приведенный выше материал дает оснований полагать, что удельные князья братья Воротынские — Владимир, Михаил и Алек-сандр — являлись лицами, проявлявшими несомненный интерес к книгам, интерес, который в течении длительного времени ускользал от внимания исследователей.
You can read completely article in the russian historic-archival magazine “The Herald of an Archivist”. Read more about terms of subscription here.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.