MALYSHEVA G.E.
ABOUT JUGGLINGS AND FALSIFICATIONS OF THE HISTORICAL CHRONICLE IN FILM AND TELEVISION MOVIES
Г.Е. МАЛЫШЕВА
О ПОДТАСОВКАХ И ФАЛЬСИФИКАЦИЯХ ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРОНИКИ В КИНО- И ТЕЛЕФИЛЬМАХ
Annotation / Аннотация
In this article the facts of unfair "investigations" and open misinformation which stand out cinematographers and teledocumentary film makers for original plots are analyzed. Appearance similar «cinema rarities» creates for RGAKFD serious problems at formation of catalogs, compels to carry out source study researches of authenticity of shootings. In the circumstances film archivists are the unique guarantors of accuracy of information.
В статье анализируются факты недобросовестных «расследований» и откровенной дезинформации, которые выдаются кинематографистами и теледокументалистами за подлинные сюжеты. Появление подобных «кинематографических раритетов» создает для РГАКФД серьезные проблемы при формировании каталогов, вынуждает проводить источниковедческие исследования подлинности съемок. В сложившейся ситуации киноархивисты являются единственными гарантами точности информации.
Keywords / Ключевые слова
Archival film document, inventory of film documents, source, RGAKFD, newsreel, computer technologies, pseudo-historical newsreels, teledocumentary, falsifications. Архивный кинодокумент, опись кинодокументов, источник, РГАКФД, кинохроника, компьютерные технологии, псевдоисторические кинохроники, теледокументалистика, фальсификации.
МАЛЫШЕВА Галина Евгеньевна — историк-архивист Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), г. Красногорск Московской области; 8-495-562-23-46; This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it
Кинохроника, как никакой другой источник, легко подвергается различного рода «препарированиям», некорректно используется средствами массовой информации. Самую раннюю фальсификацию документальных киносъемок архивисты РГАКФД впервые выявили, когда изучали русский вариант фильма французского режиссера Л. Нонге «Русско-японская война» фирмы «Бр. Пате», созданный якобы на основе фронтовых съемок и демонстрировавшийся на экранах уже в 1904 году .
При внимательном рассмотрении оказалось, что единственные хроникальные съемки - движение французских военных кораблей в море, смотр Николаем II в Красном селе войск перед их отбытием на войну, группа русских казаков у вокзала в г. Мукдене, а также спуск артиллерийского обоза и конного отряда командующего Маньчжурской армией генерала Н.П. Линевича по склону (да и то нельзя исключать того, что эти сюжеты были вклеены при подготовке русского варианта московским отделением фирмы). Остальные же сюжеты - грубая инсценировка в макетах «боевых действий русских солдат и офицеров» с участием статистов, одетых во французскую военную форму .
Аналогичная ситуация имела место в отечественном кинематографе в начале Первой мировой войны. В 1915 г. журнал «Сине-фоно» неоднократно информировал читателей о том, что на экраны выходят фильмы, в которых содержатся инсценировки или «вырезки» из старых лент. Январский номер журнала 1915 г. утверждал: «В кинематографах часто демонстрируются эпизоды из происходящей войны. Картины эти не являются фотографическими снимками мест событий, а инсценированы, но сделано это с такой реальностью и подробностями, что картины часто производят на зрителей при демонстрировании тяжелое и нежелательное впечатление. В виде этого сделано распоряжение, чтобы картины военных событий представлялись бы предварительно в военно-цензурное отделение при штабе, от которого и будет зависеть разрешение на демонстрирование такого ряда картин перед публикой» .
Историк раннего российского кино С.С. Гинзбург также писал об этом: «Так как новых сюжетов не хватало, на экраны выпускались старые хроникальные засъемки, …в ход пошла и старая кинохроника, посвященная французской и английской армиям. В первые дни войны вновь появились на экране даже те сюжеты старой немецкой кинохроники, в которых заснята была германская армия» . В качестве примера С.С. Гинзбург называл фильм «Священная война», в который были вклеены новые, сфабрикованные титры. Хотя в РГАКФД на хранение он никогда не поступал, один из фильмов подобной серии в фондах архива имеется. Это «Бой в Рижском заливе» , выпущенный на экраны г. Ревеля 29 сентября 1915 г. прокатно-производственной конторой А. Хохловкина. Скрупулезное изучение материала позволило нам понять, что сюжеты боя фирма скомпоновала из инсценировок (в том числе и игровых фрагментов Русско-японской войны) , съемок военных учений 1913 г., довоенных сюжетов 1914 г. (вид гавани, плывут французские, итальянские и английские военные корабли, подводные лодки в море, стреляют корабельные орудия, дымовая завеса, торпеда попадает в цель, взрывы плавучих мин во время учений, поврежденный корабль), а (восполняя отсутствие съемок авиационных сражений) на позитиве-оригинале создатели фильма красными чернилами попытались сымитировать падающий подбитый врагом самолет.
Примеров некорректного использования документальной кинохроники было немало и в советское время. В одних случаях для общей визуальной характеристики времени режиссеры методом монтажа формировали нужный им видеоряд, а в других (из-за отсутствия подлинных съемок) для усиления зрительского восприятия съемки одних событий комментировали совсем другие события. Историческая хроника (скопированная в РГАКФД и других архивах) в студийных описях часто проходила под грифом «Фильмотека». Были и откровенные подделки. Наиболее распространенные из них – фрагменты игрового фильма режиссера С.М. Эйзенштейна «Октябрь» производства 1927 г. Киносъемок расстрела демонстрантов в Петрограде 4 июля 1917 г. не существуют, а те кадры, которые выдаются в фильме за оригинальные, были инсценированы С.М. Эйзенштейном по подлинной фотографии события. Игровой фрагмент «взятия Зимнего дворца» до сих пор кочует из одного хроникального фильма в другой, и зрители еще несколько лет тому назад искренне верили, что эти съемки подлинные. Все это на долгие годы сформировало у граждан нашей страны устойчивое представление о том, что только после упорного сопротивления Зимний дворец был захвачен революционными массами.
Многие специалисты знают историю с пересъемкой выступления И.В. Сталина 7 ноября 1941 г. во время военного парада на Красной площади, которую киноработники реконструировали с помощью макета трибуны Мавзолея, сооруженного в Большом Кремлевском дворце, хотя потом более полувека эти кинокадры выдавались за подлинные.
Особенно широкий размах фальсификации приняли в последние 20 лет. В эти годы значительно вырос спрос на публицистические и документальные телефильмы по истории нашей страны. Но киноработники и журналисты, призывавшие к разрешению доступа в архивы всем без исключения желающим, к сожалению, вместо того, чтобы объективно изучать историю и рассказывать людям правду, цинично и быстро перешли грань, забыв о своих «чистых помыслах». При работе над «документальными циклами», в поисках малоизвестного материала киноработники стали «изобретать» сенсации. Они оповещают зрителей, что в архиве обнаружены киносъемки, «до недавнего времени хранящиеся под грифом “секретно”» . В различных фильмах-исследованиях некоторые откровенные мистификации стали выдаваться за подлинные редкие съемки, несмотря на то, что экспертами они уже давно разоблачены как инсценировки. К этой категории относятся съемки прохода по лесу «снежного» человека и вскрытие «трупа инопланетянина».
Самыми «невинными» подделками можно признать те, когда в результате неправильно опознанных киноработниками персоналий (иногда внешне похожих на объекты исследования, а иногда нет) одни люди уверенно выдаются за других. Так, например, в одном из документальных фильмов о советских военачальниках, вместо маршала С.М. Буденного (рассказывая о его пышных усах) авторы фильма показали командарма 1-го ранга С.С. Каменева (у которого усы были гораздо пышнее и больше), а вместо председателя ОГПУ Г.Г. Ягоды – зам. председателя СНК СССР А.И. Микояна (хотя они совершенно не похожи друг на друга).
Довольно часто работники телевидения продолжают советскую традицию и монтируют из сюжетов «коллажи», превращая историческую хронику в видеоряд. Приведем конкретный пример. В августе 2009 г. по 3-му телеканалу был показан фильм «Клятва верности» из цикла «История предательств», в котором при рассказе о Русско-японской войне реальные события сопровождались не только игровыми фрагментами вышеуказанного фильма Л. Нонге 1904 г., сюжетами документального фильма 1913 г. «Балтийский флот» Акционерного общества «А. Ханжонков и К0», съемками Первой и Второй мировых войн, но даже съемкой тонущего трофейного корабля во время американских учений в 1920-е гг.
В последние годы на телеэкранах в кинофильмах активно «разрабатывается» тема Гражданской войны в России и «сталинских репрессий» . При этом, рассказывая о Гражданской войне, кинорежиссеры часто вставляют в свои фильмы сюжеты не только Первой мировой войны , но и более ранние съемки. Так, на канале «Культура» в мае 2012 г. был показан фильм «Исход» из серии «Генералы против генералов» - о генерале белой армии Якове Слащове. Рассказ о белом движении в нем сопровождался фрагментами из фильма «Падение Перемышля» производства Скобелевского комитета за 1915 г. (обстрел германских позиций русскими солдатами из пулемета, по мосту движется большой отряд русских солдат) .
В июне 2012 г. в фильме «Навеки чужие» (из той же серии) под тему Гражданской войны были «подложены» кадры инсценировки Русско-японской войны, фрагменты из фильмов «Парфорсная охота» 1908-1909 гг. и «Донские казаки в Москве» 1908 г. При этом, обсуждая фильм «Дело “Весна”», ведущие программы «Магия кино» слова автора фильма о съемке группы сотрудников НКВД проиллюстрировали кадрами работающих в телетайпной офицеров штаба Юго-Западного фронта из фильма 1916 г. «Генерал-адъютант А.А. Брусилов, его штаб и пленные, взятые в последних боях» .
Рассказ об эмиграции в первые годы советской власти авторы фильмов нередко сопровождают съемкой плывущих в лодках русских солдат перед их десантированием на Русско-турецком фронте в 1916 г. , а вместо отряда красноармейцев показывают движущийся военный обоз русских войск на Юго-Западном фронте в 1915 г.
О «голодоморе» на Украине в начале 1930-х гг. в качестве подлинных съемок с мест событий зрителям нередко демонстрируют фрагменты документального фильма «Неурожайные губернии России» фирмы Гомон 1911 г. и съемки о голоде в Поволжье (к которому привела страшная засуха 1921-1922 гг.) . При этом из имеющихся в РГАКФД съемок голода в Поволжье показываются только жертвы, хотя в этих материалах есть и съемки транспортировки хлеба для голодающих районов, санитарные поезда, бесплатные столовые и оказание медицинской помощи голодающим.
Ни одна из государственных киностудий заказа на съемки расстрела приговоренных к казни никогда не получала и их просто не существует , кинорежиссеры, рассказывая о «сталинских репрессиях» вставляют в фильмы одни и те же съемки Первой мировой войны и учебных стрельб в 1930-е гг., которые кочуют из фильма в фильм, из года в год, с телеканала на телеканал. Приведем лишь некоторые примеры фильмов канала НТВ.
В декабре 2009 г. в серии «Советские биографии» на НТВ были показаны фильмы «Михаил Фрунзе» и «Н.С. Хрущев», а в феврале 2012 г. - «Эффект домино. Февральская революция в судьбе России». Рассказ о «репрессиях» в этих фильмах сопровождался съемками захоронения убитых немецких солдат в братской могиле на Юго-Западном фронте в ноябре 1914 г.
Особенно недопустимо с исторической и этической точек зрения, когда о «сталинских репрессиях» в мирное время многократно тиражируются скопированные в РГАКФД кадры расстрела пойманных партизанами и офицерами «Смерша» предателей, полицаев и других пособников немецких оккупантов в годы Великой Отечественной войны. Эти съемки можно было увидеть на НТВ в октябре 2011 г. в фильме «Война против своих. Игнатьев. Корнилов. Махров». И все это делается, несмотря на то, что в операторских описях и архивных каталогах четко указано – какое событие, когда и где снято . Неужели трагические страницы истории государства и его граждан заслуживают такой лжи?
Следует отметить, что «болезнь фальсификации» характерна не только для нашей страны. В начале 2009 г. начальник отдела научно-справочного аппарата В.Н. Баталин по запросу супругов Хокинзов из Великобритании выяснил, что сюжет «зверств Барии» в одном из документальных фильмов телекомпании ВВС был проиллюстрирован кадрами расстрела русских солдат немецкими военнослужащими во время иностранной интервенции (такой вывод можно сделать на основе изучения формы солдат). И, более того, на возмущенное письмо супругов Хокинзов руководство телекомпании ВВС ответило, что съемочная группа купила этот эпизод в одном из агентств, которое, в свою очередь, взяло его из антисоветского пропагандистского (так он называется в их каталоге) фильма, снятого американским министерством обороны в 1962 или 1964 гг. под названием «Дорога к стене» (“Road to the Wall”). Фильм тогда же получил премию Оскар как лучший документальный, и речь в нем была об истории коммунизма и, разумеется, о зверствах большевиков. Телекомпания ВВС пояснила супругам Хокинзам, что «ограничивать вклад в документальное кино чисто фактическим материалом, значит лишать его привлекательности» (!).
Наши российские телевизионные работники также взяли этот сюжет на вооружение. Уже в июне и июле 2011 г. он был включен в «Постскриптум» и в документальный сериал «Гражданская война. Забытые сражения» на ТВЦ. А в феврале 2012 г. эта съемка в фильме «Эффект домино. Февральская революция в судьбе России» на канале НТВ иллюстрировала уже рассказ о расстреле в сентябре 1918 г. «приспешников царского режима» (директора департамента полиции и других руководителей государства) в Москве у стен Путевого дворца. Удивительно, что наших российских киноработников не смущает немецкая форма расстреливающих, и что сами съемки явно сделаны не в 1930-е гг. Совершенно очевидно, что консультантов по киносъемкам у таких фильмов либо вообще нет, либо они недостаточно компетентны.
Многие телезрители видели, как летом 2011 г. по американскому телевидению был показан вечерний снимок улицы Москвы во «время марша несогласных». Однако, при внимательном рассмотрении зрители увидели на улице пальму, которой в Москве по определению быть не может. Позднее, когда разразился скандал, американцы повинились в подделке. Уже известно, что некоторые сюжеты арабских революций 2011-2012 гг. были постановочными. 5 апреля 2012 г. по каналу ТВЦ был показан фильм «Арабская весна. Игра на выбывание». И архивистам телеканала (или специалистам РГАКФД, если фильм когда-нибудь будет передан на государственное хранение) в будущем придется немало усилий направить на идентификацию подлинной и поддельной хроники.
Широкое распространение в настоящее время получил метод цветной или черно-белой игровой имитации кинохроники. При этом имитацию черно-белой кинохроники снабжают подделкой дефектов пленки: продольными царапинами, засветкой и т.п., реконструирующей то или иное событие. Некоторые из них получаются достаточно удачными, и несомненно, что такая игровая реконструкция событий более ответственна перед зрителем, чем их прямая фальсификация. Но здесь скрывается опасность, что эти реконструированные кинокадры в дальнейшем могут восприниматься подлинными свидетельствами событий, повторив историю фальсификации кадров штурма Зимнего дворца.
Необходимо остановиться на новой проблеме, с которой скоро столкнутся архивисты. Используя новые компьютерные технологии, режиссеры стали заниматься фабрикацией хроники, добавляя необходимые или убирая ненужные им детали внутри съемки, изменяя, таким образом, само ее содержание. Так, недавно зрители могли видеть фильм, где на дореволюционной хронике с помощью компьютера были дорисованы рельсы на мостовой для имитации движения конки на улице Москвы в начале XX-го века (необходимость этой дорисовки была вызвана тем, что в РГАКФД кадров с конками нет). Иллюзия достоверности была полная. Так как технических препятствий для подобного «конструирования» псевдоисторической хроники нет, то это вопрос лишь времени и денег. Видимо, недалек тот день, когда архивисты столкнутся с фильмами, в которых будет использована «историческая хроника», о которой ранее никто и слыхом не слыхивал. Появление подобных «кинематографических раритетов» создаст в будущем для РГАКФД огромные проблемы при формировании каталогов и заставит проводить дополнительные источниковедческие исследования при проверке подлинности съемок .
Зрителям к подобной «просветительской» деятельности киноработников следует относиться с большой осторожностью, так как многие из них под грифом «расследование» выдают фактически дезинформацию и, при этом, не несут никакой ответственности за использование кинохроники, закладывая в умы зрителей (в том числе и воспитывая молодых кинематографистов) убеждение, что съемки, включенные в фильмы, действительно существуют, а если их нет, то ради авторской концепции их можно и сфальсифицировать.
В настоящее время киноархивисты являются единственными гарантами точности информации, в процессе своей ежедневной работы проводя сверку принятых на хранение материалов с описями, занимаясь расшифровкой и датировкой событий и персоналий, формируя на основе результатов этой работы общедоступные карточные и электронные каталоги .