PRISONERS OF WAR IN WORLD WAR I NEWSREEL. 1914-1916

Print PDF

BATALIN V.N. KRASNOGORSK, RUSSIAN FEDERATION.

PRISONERS OF WAR IN WORLD WAR I NEWSREEL. 1914-1916

В.Н. БАТАЛИН, г. Красногорск, Российская Федерация

ВОЕННОПЛЕННЫЕ В КИНОХРОНИКЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. 1914-1916 гг.

Annotation

During World War I the attitude to enemy prisoners of war in Russia was quiet. Prisoners of war treated normally both soldiers, and the population of Russia. At the population it wasn't succeeded to create an image of the enemy. People didn't see need for "total war". It was one of the reasons on which the army twice in 1917 turned the weapon against the government. So the army showed the attitude to war. The population supported army in this point. In the Russian state archive of cinema and photo documents (RGAKFD) there are information about 20 documentary films (1914-1916). Prisoners of war of Austro-Hungary, Germany and Turkey were shown in these movies. Not all these shootings remained up to now. Available filmings can be divided into three groups, by quantity of the main battlefields (West European, East European (Russian) and Caucasian): the English and French chronicle tells about a war course on the West European battlefield. In it are shown German and Austro-Hungarian captured (there are also shots from the Egyptian front including a convoy English soldiers of captured Turkish soldiers); the Russian military chronicle which has depicted captured in fights Austro-Hungarian, German and Turkish prisoners of war; the rare chronicle which shows loading of Austrian captured in one of the Serbian ports; the German chronicle of 1916 (captured French and English soldiers in France (Peronn); the chronicle of October, 1917 - a convoy on the Italian front of captured Italian soldiers, the Italian soldiers in concentration camp).

Аннотация

В статье отмечается, что в годы Первой мировой войны отношение к вражеским военнопленным в России, в целом, было спокойное, не носило отпечатка враждебности как в армейской среде, так и у населения страны в целом, поэтому не удалось сформировать устойчивого «образа врага» и, следовательно, необходимости «войны до победного конца», что послужило, возможно, одной из причин, почему армия дважды в 1917 г. поворачивала штыки против своего правительства, демонстрируя этим свое отношение к войне, целей которой она не восприняла, а население армию при этом поддержало. В Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД) можно найти сведения о 20 документальных фильмах, созданных в 1914-1916 гг., которые включали в себя сюжеты, показывающие пленных солдат и офицеров воюющих против России Австро-Венгрии, Германии и Турции, не все эти съемки сохранились до наших дней. Имеющиеся киносъемки можно разделить на три группы, по количеству основных театров военных действий (Западно-Европейский, Восточно-Европейский (Русский) и Кавказский): английская и французская хроника, выходившая в прокат на территории Российской империи в период войны, и рассказывающая о ходе войны на Западно-Европейском театре военных действий, в том числе демонстрирующая германских и австро-венгерских пленных, находящихся на территории этих стран (есть и кадры с Египетского фронта, в том числе и конвоирование английскими солдатами пленных турецких солдат; русская военная хроника, запечатлевшая захваченных в боях австро-венгерских, германских и турецких военнопленных; редким исключением является хроника, показывающая погрузку австрийских пленных в одном из сербских портов; немецкая хроника 1916 г. (пленные французские и английские солдаты во Франции в районе г. Перонна; хроника октября 1917 г. - конвоирование на Итальянском фронте пленных итальянских солдат, итальянские солдаты в концентрационном лагере).

Keywords

Sources, the Russian state archive of cinema and photo documents (RGAKFD), World War I, prisoners of war, archive documents.

Ключевые слова

Источники, Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД), Первая мировая война, военнопленные, архивные документы.

В фильмографии В.Е. Вишневского , базирующейся в основном на библиографических данных рекламного характера десятков периодических изданий всей России - специализированных и популярных, центральных и провинциальных, можно найти сведения о выходе на экраны 20 документальных фильмов, созданных в 1914-1916 гг., которые включали в себя сюжеты, показывающие пленных солдат и офицеров воюющих против России Австро-Венгрии, Германии и Турции.

К сожалению, не все эти съемки сохранились до наших дней. Имеющиеся в настоящее время в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД) киносъемки периода Первой мировой войны, запечатлевшие военнопленных разных стран, можно разделить на три группы, по количеству основных театров военных действий (Западно-Европейский, Восточно-Европейский (Русский) и Кавказский). В их состав войдут: английская и французская хроника, выходившая в прокат на территории Российской империи в период войны, и рассказывающая о ходе войны на Западно-Европейском театре военных действий, в том числе демонстрирующая германских и австро-венгерских пленных, находящихся на территории этих стран (в архиве, впрочем, есть и кадры с Египетского фронта, в том числе и конвоирование английскими солдатами пленных турецких солдат) ; русская военная хроника, запечатлевшая захваченных в боях австро-венгерских, германских и турецких военнопленных. Редким исключением является хроника, показывающая погрузку австрийских пленных в одном из сербских портов , а также немецкая хроника 1916 г. (пленные французские и английские солдаты во Франции в районе г. Перонна) и октября 1917 г. (конвоирование на Итальянском фронте пленных итальянских солдат, итальянские солдаты в концентрационном лагере) .

Для России, имеющей протяженные фронты как против Германии и Австро-Венгрии в Европе, так и против Турции на Кавказе в Азии, важнейшее значение имел первый, и, естественно, наибольшее количество метров военной кинохроники было снято именно там. Хотя, если подсчитать сюжеты о военнопленных, то можно отметить, что их количество поровну делится на сюжеты с Западноевропейского тетра военных действий и сюжеты с Восточноевропейского (Русского) театра военных действий. Конечно, как уже отмечалось выше, сохранилась не вся военная хроника того периода, но, думается, не будет ошибкой представление о том, что трофеи союзников с такой же охотой демонстрировались в кинопрокате России, как и свои собственные.

References

1. Batalin V.N. Kinohronika v Rossii [Newsreel in Russia. 1896-1916]. Moscow, 2002.

2. Vishnevsky V.E. Dokumental'nye fil'my dorevoljucionnoj Rossii. 1907-1916 [Documentary films of prerevolutionary Russia. 1907-1916]. Moscow, 1996.

3. Ginsburg S.S. Kinematografija dorevoljucionnoj Rossii [Cinematograph in prerevolutionary Russia]. Moscow, 2007.

Список литературы

1. Баталин В.Н. Кинохроника в России. 1896-1916 гг. - М., 2002.

2. Вишневский В.Е. Документальные фильмы дореволюционной России. 1907-1916. - М., 1996.

3. Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. - М., 2007.

About author

Batalin Victor Nikolaevich, main expert in the Russian state archive of cinema and photo documents, Russian Federation, Krasnogorsk, 8-495-562-23-46; This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

Сведения об авторах

Баталин Виктор Николаевич, главный специалист Российского гоударственного архива кинофотодокументов, Российская Федерация, г. Красногорск Московской области, 8-495-562-23-46;

You can read completely article in the russian historic-archival magazine “The Herald of an Archivist”. Read more about terms of subscription here.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.