VSEVOLOD OSSOWSKY: EX-WHITE GUARD OFFICER IN SOVIET RUSSIA

Print PDF

PETIN D.I.,

Omsk, Russian Federation

VSEVOLOD OSSOWSKY: EX-WHITE GUARD OFFICER IN SOVIET RUSSIA

Д.И. ПЕТИН,

г. Омск, Российская Федерация

ВСЕВОЛОД ОССОВСКИЙ: БЫВШИЙ БЕЛЫЙ ОФИЦЕР В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

Abstract

The article features a historical and biographical study, a case-study of one person, which aims to reconstruct the circumstances of ex-White Guard officers in Soviet Russia from the first decades following the Civil War til pre–war years. The research subject is the fate of senior lieutenant Vsevolod Borisovich Ossovsky, who was an ordinary participant in the Civil War, one of many. The article is based of a wide array of unpublished historical sources permanently stored in the Historical Archive of the Omsk Region and those from the Archive of the Federal Security Service (FSB) Directorate for the Omsk Region. Among all uncovered sources, the author emphasizes the filing documents of Soviet military and civil institutions and various documentary materials of the state security. The article draws on records of service, questionnaires, as well as case materials of the ex-White Guard officer and investigatory files of the Cheka–OGPU. The publication is aimed for scholars of the Russian military history, history of the Soviet special services, history of the Soviet society and for practicing genealogists.

Аннотация

В статье представлено историко–биографическое исследование, цель которого – раскрыть на примере отдельно взятого человека положение представителей бывшего белого офицерства в советской России, начиная с первых десятилетий после окончания Гражданской войны и вплоть до предвоенных лет. В качестве предмета исследования рассматривается судьба поручика Всеволода Борисовича Оссовского – именно рядового участника Гражданской войны, каковых было много. Работа подготовлена на основе обширного комплекса неопубликованных исторических источников, находящихся на постоянном хранении в Историческом архиве Омской области и архиве Управления ФСБ России по Омской области. Среди выявленных источников информационное преимущество было отдано учетным документам советского военного ведомства и гражданских учреждений, а также различным документальным материалам органов государственной безопасности. Среди документов, использованных для написания статьи – формулярные списки, анкеты, а также материалы дела бывшего белого офицера и следственная документация ВЧК–ОГПУ. Данная публикация может представлять интерес для широкого круга читателей – исследователей отечественной военной истории, истории советских спецслужб, истории советского общества, а также для практикующих генеалогов.

Keywords

Biographical sources, practical genealogy, Civil War, Red Army, White Movement, officers, repression.

Ключевые слова

Биографические источники, практическая генеалогия, Гражданская война, РККА, белое движение, офицерство, репрессии.

Окончание военных действий на фронтах Гражданской войны не означало окончание ежедневных «боев» представителей проигравшей стороны за право быть полноценным членом советского общества. Историки доказывают тезис о притеснении белогвардейцев советским обществом, или, напротив, отстаивают мнение, что большинство из бывших деятелей антибольшевистского движения органично вписались в новую систему, адаптировавшись в ней. Оба вывода научны и подкреплены источниками и статистикой, хотя и содержат в себе противоречие.

В данном случае истинным мерилом исторической правды может выступить только судьба человека. Поэтому в качестве наглядного примера для рассмотрения положения бывших белых офицеров в советской России в первые десятилетия после окончания Гражданской войны выбран ее рядовой участник, каковых были массы – Всеволод Борисович Оссовский. Он родился 11 июня 1896 г. в Ташкенте. Его отец – Борис Александрович Оссовский (1864–1916 гг.) – происходил из старинного рода потомственных дворян Минской губернии, получивших свой титул за военную службу. Мать Всеволода – Мария Ивановна Оссовская (урожденная Дмитриева) (1870–не уст.) была дочерью преподавателя Оренбургской военной прогимназии. Младенца Всеволода крестили 29 июня 1896 г. в Ташкентском военном Спасо–Преображенском соборе; обряд произвел священник Андрей Богословский. Восприемниками были коллежский советник Алексей Николаевич Ильинский и жена врача Наталья Николаевна Кринкова.

В момент появления Всеволода на свет его отец служил в звании сотника в 5–м Оренбургском казачьем полку, расквартированном тогда в Ташкенте. Всеволод был вторым ребенком в семье (первенец семьи Бориса и Марии Оссовских – дочь Вера – родилась 26 декабря 1892 г.). После рождения Всеволода в семье Оссовских на свет появились еще четверо детей – сыновья Николай (6 ноября 1898 г.) и Павел (29 июня 1901 г.), дочери Надежда (1903 г.) и Мария (22 марта 1907 г.). Однако Вера, Павел и Надежда умерли в октябре 1908 г. от скарлатины. Следуя по месту нового назначения главы семьи, Оссовские в 1898–1902 гг. жили в Оренбурге, в 1902–1906 гг. – в Каркаралинске, с 1906 г. – обосновались в Петропавловске, где Б.А. Оссовский получил должность Петропавловского уездного начальника и звание подполковника.

В конце 1919 г. поручик Оссовский оказался с отступающими деморализованными колчаковскими войсками в Восточной Сибири. Не доезжая Красноярска, эшелону, где ехал Оссовский, стало известно, что город контролируют красные партизаны, а значит, следовать туда было уже нельзя. Офицерам, ехавшим с семьями, было предложено объехать Красноярск не на лошадях обходом, а с проходившими на восток санитарными поездами, которые пропускались партизанами беспрепятственно. Оссовский, следовавший вместе с женой, использовал эту возможность, однако, не поехал дальше, а добровольно остался в Красноярске. В первые дни января 1920 г. в город зашли части РККА, и установилась советская власть. Поручик Оссовский 20 января 1920 г. явился к военному коменданту города Красноярска и встал на учет, как бывший белый офицер. Это сделали тысячи других колчаковских офицеров, в противном случае, за скрытие факта службы в белой армии этим людям грозил ревтрибунал. Позже В.Б. Оссовский о полутора годах службы в белой армии лаконично указывал: «На фронте не был, в боях не участвовал, ранен и контужен не был, наград не имею».

9 марта 1920 г., особым отделом штаба 5–й армии Всеволод Оссовский был взят на учет и направлен в дивизию имени III–го Интернационала старшим делопроизводителем отдела связи. Привлечение на службу в ряды РККА бывших белых офицеров из–за острого кадрового дефицита было тогда вполне объяснимо. Дивизию, где служил Всеволод Оссовский, передислоцировали из Красноярска в Омск, но 23 апреля 1920 г. расформировали. В.Б. Оссовского откомандировали в распоряжение штаба Западно–Сибирского военного округа. А с 20 апреля 1920 г. он стал начальником строевой части курсов Всевобуча. В апреле 1920 г. курсы из Омска перевели в Томск. Но Оссовский пожелал остаться в Омске, и его назначили командиром роты, а затем старшим военруком на Окружные военные командно–инструкторские курсы. Здесь же машинисткой служила его жена. С момента поступления на службу в РККА Всеволод Оссовский, как бывший белый офицер, состоял на учете в особых отделах ВЧК–ОГПУ по месту военной службы, а затем – Омском уездном военкомате. По службе в РККА В.Б. Оссовский положительно характеризовался руководством. Одна из его характеристик сообщает, что он, «состоя на службе, нес таковую исправно, и за все время в высшей степени честно и добросовестно, со знанием дела выполнял возложенные на него обязанности, и в поведении своем ни в чем предосудительном замечен не был».

Приказ РВС СССР № 191 от 19 февраля 1925 г. снимал с особого учета всех находящихся к этому моменту в рядах РККА и РККФ бывших белых офицеров и военных чиновников. 19 марта 1925 г. ОГПУ издало соответствующий циркуляр о порядке снятия с особого учета бывших офицеров и военных чиновников. Оставить на учете рекомендовалось только действительно вредный и враждебный советской власти элемент, активно участвовавший в белом движении и способный в дальнейшем проявить свою активность.

Накануне появления этих нормативных актов, 11 февраля 1925 г., Всеволод Оссовский обратился в Омский губернский военкомат с ходатайством о снятии себя с особого учета бывших белых офицеров в Омском городском отделе ОГПУ. В заявлении он указывал о себе, что своими трудами и поведением проявил полную лояльность к советскому правительству. Комиссия по пересмотру ходатайств бывших белых офицеров и чиновников военного времени, состоящих на особом учете органов ОГПУ, ходатайство В.Б. Оссовского удовлетворила 15 мая 1925 г.

Снятие с особого учета органами ОГПУ большого числа бывших белых офицеров произошло в течение второй половины 1920–х гг. Тем не менее, неформальная «принадлежность» этих граждан к «неблагонадежной» категории общества за ними сохранялась. Она выливалась на практике в негласное, а порой и официальное подозрение, игнорирование и отторжение обществом и советской системой.

Судьба поручика Всеволода Оссовского, который, хотя и служил в белой армии, но непосредственно не участвовал в боевых действиях против советской власти, демонстрирует, что бывшие участники белого движения лишь формально в 1920–е гг. встроились в систему советского государства. Даже после добросовестной службы в РККА и советских учреждениях судьба значительной части этих людей сложилась трагично. Ведь советская власть во многом действовала на упреждение. Борясь изнутри со своими идеологическими противниками, она определила бывших белых офицеров в качестве жертв для отпущения «грехов», осуществив вскоре то самое «жертвоприношение». Многие бывшие белогвардейцы в конце 1920–х гг. сначала попали в число лиц, лишенных избирательных прав (правда, В.Б. Оссовского эта процедура не затронула), а в 1930–е гг. представители данной категории советского общества (уже будучи лишенцами) оказались среди первых претендентов на репрессии.

References

Ganin A.V., Semenov V.G. Oficerskij korpus Orenburgskogo kazach'ego vojska. 1891–1945: Biograficheskij spravochnik. [The officer corps of the Orenburg Cossack troops. 1891–1945: A who was who]. Moscow: Russkij put' publ., 2007, 676 p.

Zdanovich A.A. Organy gosudarstvennoj bezopasnosti i Krasnaja Armija: Dejatel'nost' organov VChK–OGPU po obespecheniju bezopasnosti RKKA (1921–1934) [The state security bodies and the Red Army: Efforts of the Cheka-OGPU of to ensure security of the Red Army (1921–1934)]. Moscow: “Kuchkovo pole” publ., 2008, 800 p.

Klaving V. Grazhdanskaja vojna v Rossii: Belye armii [The Civil War in Russia: The White Armies]. Moscow: “AST” publ., 2003, 656 p.

Ujmanov V.N. Karatel'naja operacija protiv byvshih belyh oficerov v Zapadnoj Sibiri v 1933 godu [Punitive operarion against ex-White Guard officers in Western Siberia in 1933]. Vestnik TGPU, Tomsk, 2012, vol. 6, pp. 238–246.

Список литературы

Ганин А.В., Семенов В.Г. Офицерский корпус Оренбургского казачьего войска. 1891–1945: Биографический справочник. – М.: Русский путь, 2007. – 676 с.

Зданович А.А. Органы государственной безопасности и Красная Армия: Деятельность органов ВЧК–ОГПУ по обеспечению безопасности РККА (1921–1934). – М.: ООО «Кучково поле», 2008. – 800 с.

Клавинг В. Гражданская война в России: Белые армии. – М.: «АСТ», 2003. – 656 с.

Уйманов В.Н. Карательная операция против бывших белых офицеров в Западной Сибири в 1933 году // Вестник ТГПУ. – Томск. – 2012. – № 6. – С. 238–246.

About author

Petin Dmitriy Igorevich, PhD in History, chief archivist of the Centre for Studying the History of the Civil War of the Historical Archive of the Omsk Region, senior lecturer of the National History Department of the Omsk State Technical University, +7-381-237-05-58, +7–950–333–56–81, This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

Сведения об авторах

Петин Дмитрий Игоревич, кандидат исторических наук, главный архивист Центра изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области, старший преподаватель кафедры Отечественная история Омского государственного технического университета, г. Омск, Российская Федерация, 8-381-237-05-58, 8–950–333–56–81, This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

You can read completely article in the russian historic-archival magazine “The Herald of an Archivist”. Read more about terms of subscription here.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.