CLOISTERERS’ RELATIONS WITH THEIR RELATIVES: THE 17TH – EARLY 18TH CENTURY (BASED ON CLERICAL RECORDS)
KUSTOVA E.V., Kirov, Russian Federation
CLOISTERERS’ RELATIONS WITH THEIR RELATIVES: THE 17TH – EARLY 18TH CENTURY (BASED ON CLERICAL RECORDS)
Е.В. КУСТОВА, г. Киров, Российская Федерация
ОТНОШЕНИЯ МОНАШЕСТВУЮЩИХ СО СВОИМИ РОДСТВЕННИКАМИ В XVII – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. ПО МАТЕРИАЛАМ МОНАСТЫРСКОЙ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Abstract
Researchers nowadays show great interest in monastic record keeping. However, study of these sources encounter two serious problems. Firstly, the researchers mostly turn to the history of major monasteries. Secondly, clerical documentation is mainly used to study economic issues. The article, based on a case-study of Vyatka and Perm region cloisterers and their relations with relatives in the 17th - first quarter of the 18th century, aims to demonstrate the informational value of record keeping documents for studying social relations and mentality of cloisterers. Difficulties in studying the issue are due to scarceness of data on the degree of kinship between the monks and rare mentioning of their secular names and patronymics in the monastery of documentation. Thus, it is not always possible to identify the kinship. Therefore, monastic documentation should be cross-referenced by other sources, such as scrivener records. The article draws on documents collections from the Russian State Archive of Ancient Acts (RGADA), the State Archive of the Perm Krai (GAPK) and the State Archive of the Kirov Region (GAKO). Primarily, these are monastery inventories, cloisterer census, account books, scrivener records, census books of the Vyatka and Perm provinces, supplemented by some acts materials. Despite monastic vows and canon law the monks maintained relationships with their relatives. Analysis of sources allows identify such relations. Firstly, relatives often provided assistance in ordination of monks and their burial. Secondly, there are instances of so-called "family vows" when inspired by those retired to the cloister, their relatives followed suit. These were not widespread in the Vyatka and Perm monasteries, and yet not exceptional. Under Peter I severe restrictions were introduced on relations of monks with their relatives. However, strict implementation of these restrictions did not begin until after the death of the tsar-reformer.
Аннотация
В последнее время среди исследователей наблюдается большой интерес к монастырскому делопроизводству. Однако в изучении этого комплекса источников можно выделить две серьезные проблемы. С одной стороны, исследователи обращаются, как правило, к истории крупных монастырей, источниковая база которых лучше представлена. Во-вторых, делопроизводственная документация используется, главным образом, для изучения монастырского хозяйства. В связи с этим цель статьи показать потенциал данной группы источников при изучении социальных отношений и менталитета монашества на примере ранее не изучавшегося вопроса отношений монашествующих Приуралья (вятских и пермских земель) со своими родственниками в XVII – первой четверти XVIII вв. Сложность изучения этого вопроса обусловлена тем, что в монастырской документации редко указывается степень родства между иноками, их фамилии и отчества, и даже их наличие не всегда позволяется с точностью говорить о родственных связях. Поэтому она должна сопоставляться с материалами писцового делопроизводства и другими источниками. В статье автор опирался на комплекс источников Российского государственного архива древних актов, Государственного архива Пермского края и Государственного архива Кировской области. Это описи монастырей, переписи монашествующих, приходно-расходные книги, писцовое делопроизводство, которые дополняются актовыми материалами. Несмотря на монашеские обеты и канонические правила, отношения иноков со своими родными сохранялись. Во-первых, родственники нередко оказывали помощь при пострижении и погребении иноков. Во-вторых, иногда пример ушедших в монастырь действовал на других членов семьи, что порой приводило к феномену «семейных постригов». Третий тип отношений – совместное проживание монахов в монастыре со своими родственниками-бельцами. Подобная практика была обусловлена наличием малолетних детей, оставшихся без присмотра. Иногда монахи приглашали своих родных в монастырь в качестве вкладчиков или монастырских служебников. Также родные, в священническом сане, привлекались для служения в храмах и для помощи в построении монастырей. В четвертую группу можно отнести хозяйственные отношения, связанные, в первую очередь, с владением собственностью. При Петре I были введены серьезные ограничения на сношения монахов со «сродниками». Однако их реализация началась в полной мере уже после смерти императора-реформатора.
Keywords
Archive, source, monasticism, monasteries of the Cisurals, family relations, clerical records, pre-synodal period.
Ключевые слова
Архив, источник, монашество, монастыри Приуралья, семейные отношения, делопроизводственная документация, досинодальный период.
Сегодня среди исследователей наблюдается большой интерес к монастырскому делопроизводству. Однако в изучении этого комплекса источников можно выделить две серьезные проблемы. С одной стороны, исследователи обращаются, как правило, к истории крупных монастырей, источниковая база которых лучше представлена. Во-вторых, делопроизводственная документация используется, главным образом, для изучения хозяйственных вопросов, характеристики монастырских крестьян, анализа налоговой политики. Только в последние десятилетия стали появляться публикации, связанные с использованием этих документов для изучения монастырского быта и социального состава братии. Цель статьи показать потенциал в изучении социальных отношений и менталитета монашества указанного периода на примере ранее не изучавшегося вопроса семейных отношений монашествующих Приуралья (вятских и пермских земель) XVII – первой четверти XVIII вв. Сложность изучения этого вопроса обусловлена тем, что даже в монастырской документации редко указывается степень родства между иноками, фамилия монаха, и даже наличие отчества не всегда позволяется с точностью говорить о родстве тех или иных людей. Поэтому она должна сопоставляться с иными источниками, в частности, большую помощь может оказать документы писцового делопроизводства, если известно примерное место рождения или жизни монаха до пострижения.
В статье автор опирался на комплекс источников Российского государственного архива древних актов, Государственного архива Пермского края и Государственного архива Кировской области. Во-первых, это описи монастырей конца XVII – начала XVIII вв., а также переписи монашествующих вятских и пермских монастырей 1724 г. Вторую группу составляют приходно-расходные книги рубежа XVII–XVIII вв. К писцовому делопроизводству можно отнести писцовые книги 1646 г. по вятским уездам, переписные книги 1678 г. и 1710 гг. по Хлынову, Слободскому, Орлову, Котельничу, Соликамску и соответствующим уездам. Также они дополняются «Книгами записными крепостей по городу Хлынову» XVII – первой четверти XVIII вв., рядом царских грамот и некоторыми иными актовыми материалами.
Взаимодействие с родственниками было одним из сложных вопросов монашеской жизни. С одной стороны, оно являлось естественной потребностью человека. Несмотря на отречение от мира, родственные чувства и связи, которые складывались годами, разорвать было крайне сложно. С другой стороны, подобные отношения, особенно если они предполагали выход из монастыря, могли стать для инока источником многих искушений. Порой родственники уговаривали человека вернуться. Вред для духовной жизни могли принести даже подарки со стороны родных, поскольку давали повод к превозношению.
Таким образом, анализ делопроизводственной документации свидетельствует о том, что, несмотря на монашеские обеты и канонические правила, взаимоотношения иноков со своими родными сохранялись. Лишь при Петре I были введены серьезные ограничения на сношения монахов со «сродниками» и «свойственниками». Однако реализация этих указов в Приуралье началась же после смерти реформатора.
References
1. Ivanov V. I. Prikhodo-raskhodnye knigi severnykh monastyrei kak istochnik po sotsial'no-ekonomicheskoi istorii Rossii XVII v. Avtoref. diss... k.i.n. [Account books of northern monasteries as a source on socio-economic history of Russia of the 17th century. Dr. diss. hist. sci. Abstract]. Moscow, 1982.
2. Kolycheva E. I. Prikhodo-raskhodnye knigi XVI v. kak istochnik po istorii monastyrskogo khoziaistva [Account books of the 16th century as a source on the history of the monastery economy]. Tezisy dokladov i soobshchenii XV sessii mezhrespublikanskogo simpoziuma po agrarnoi istorii Vostochnoi Evropy. [Scientific conference abstracts of the XV session of the inter-republic symposium on agricultural history of Eastern Europe]. Moscow, 1974, pp. 45–61.
3. Kustova E. V. Istoriia Viatskogo Uspenskogo Trifonova monastyria [History of the Vyatsky Dormition Trifonov monastery]. Kirov, 2013, 2 ed., vol. 2.
4. Naidenova L. P. Vnutrenniaia zhizn' monastyria i monastyrskii byt (po materialam Solovetskogo monastyria) [The inner life of of the monastery and monastic life: A case-study of the Solovetsky Monastery]. Monashestvo i monastyri v Rossii XI–XX veka. Istoricheskie ocherki [Monks and monasteries in Russia of the 11th - 20th century: Historical sketches]. Moscow, 2002, pp. 285-301.
5. Nechaeva M. Iu. Ural'skoe monashestvo XVIII veka: normy i praktika postriga [Ural monks of the 18th century: Norms and practices of ordination]. Religiia i tserkov' v Sibiri. [Religion and church in Siberia], vol. 8, Tyumen, 1995, pp. 21–35.
6. Nikolaeva S. V. Sostav monasheskoi bratii Troitse Sergieva monastyria v XVII v (po opisi 1641 i Opisi 1701 gg.) [The composition of the monastic order of the Trinity Lavra of St. Sergius in the 17th century: From census of 1641 and 1701]. Trudy po istorii Troitse-Sergievoi lavry [Works on the history of the Trinity Lavra of St. Sergius]. Moscow, 1998, pp. 34–56.
7. Rossiiskoe zakonodatel'stvo X-XX vv. [Russian legislation: X-XX centuries], vol. 2, Moscow, 1985.
8. Sbornik khramozdannykh gramot na postroenie tserkvei v Viatskoi eparkhii [Collection of charters to build churches in the Diocese of Vyatka.]. Sost. V. Shabalin. Viatka, 1914.
9. Serafim (Vesnin), ierom. Opisanie Spasskogo monastyria, nakhodiashchegosia v uezdnom gorode Orlove Viatskoi gubernii [Description of the Spassky Monastery, located in the provincial town of Orlov, the Vyatka gubernia]. Moscow, 1849.
10. Spitsyn A. A. Izbrannye trudy po istorii Viatki [Selected works on the history of Vyatka]. Kirov, 2011.
11. Entsiklopediia zemli Viatskoi [Encyclopedia of the Vyatka land], vol. 4, Kirov, 1995.
Список литературы
2. Иванов В.И. Приходо-расходные книги северных монастырей как источник по социально-экономической истории России XVII в. Автореф. дисс... канд. ист. наук. - М., 1982.
3. Колычева Е.И. Приходо-расходные книги XVI в. как источник по истории монастырского хозяйства // Тезисы докладов и сообщений XV сессии межреспубликанского симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. - М., 1974. - С. 45–61.
4. Кустова Е.В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. 2-е изд. Т. 2. - Киров, 2013.
5. Найденова Л.П. Внутренняя жизнь монастыря и монастырский быт (по материалам Соловецкого монастыря) // Монашество и монастыри в России XI–XX века. Исторические очерки. - М., 2002.- С. 285-301.
6. Нечаева М.Ю. Уральское монашество XVIII века: нормы и практика пострига // Религия и церковь в Сибири. Вып. 8. - Тюмень, 1995. - С. 21–35.
7. Николаева С.В. Состав монашеской братии Троице Сергиева монастыря в XVII в (по описи 1641 и Описи 1701 гг.) // Труды по истории Троице-Сергиевой лавры. - М., 1998. - С. 34–56.
8. Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / Сост. В. Шабалин. - Вятка, 1914.
9. Серафим (Веснин), иером. Описание Спасского монастыря, находящегося в уездном городе Орлове Вятской губернии. - М., 1849.
10. Спицын А.А. Избранные труды по истории Вятки. - Киров, 2011.
11. Российское законодательство Х–ХХ вв. Т. 2. - М., 1985.
12. Энциклопедия земли Вятской. Т. 4. История. - Киров, 1995.
About author
Kustova Elena Vitalevna, Ph.D. in History, associate professor, doctoral candidate at the Vyatka State Humanitarian University, Kirov, Russian Federation, 8-961-565-75-49, This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it
Сведения об авторах
Кустова Елена Витальевна, кандидат исторических наук, доцент, докторант Вятского государственного гуманитарного университета, г. Киров, Российская Федерация, 8-961-565-75-49, This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it